Спецпроекты

eBay и Data Insight рассказали об изменениях на рынке розничного онлайн-экспорта

Интернет E-commerce

eBay совместно с исследовательским агентством Data Insight провелв исследование изменений розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2019 году. Последние несколько лет рынок показывает рост не ниже 20% и является одной из самых перспективных сфер экономики.

По прогнозу, основанному на данных за первые три квартала 2019 года, объем розничного онлайн-экспорта материальных товаров достигнет $817 млн. Рынок продолжает интенсивно развиваться — его рост составил 24% относительно показателей 2018 года.

Согласно исследованию, рост количества экспортных отправлений из России увеличится на 53% и составит 15,7 млн посылок. Несмотря на то, что 69% общего объема отправлений приходится на интернет-магазины, самым эффективным каналом трансграничной торговли в деньгах для среднего и малого бизнеса из России являются маркетплейсы.

«Третий год подряд мы видим двузначный рост рынка розничного онлайн-экспорта из России, который остается одной из самых динамично развивающихся сфер экономики. У этого рынка невероятный потенциал, только количество отправок за последний год выросло более, чем в 1,5 раза. Несмотря на увеличение потока экспортных отправок у крупных российских ритейлеров, на маркетплейсы сегодня приходится основная экспортная выручка: по прогнозу на 2019 год, объем продаж через международные платформы будет составлять 67% от всего рынка розничного онлайн-экспорта и достигнет $548 млн, что подтверждает их ключевую роль в развитии розничного экспорта из России», – отметил Илья Кретов, генеральный директор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы.

По данным аккаунтов на eBay, число розничных онлайн-экспортеров, торгующих через маркетплейс, растет — за период с 2018 по 2019 год их количество увеличилось на 14% и приблизилось к 30 000. Самыми активными из них являются предприниматели из Москвы (22,3%), Санкт-Петербурга (12,6%) и Московской области (7,2%). При этом, в 2019 году Санкт-Петербург стал регионом с самым высоким экспортным индексом (209) и обошел по показателям Москву (179), лидера прошлого года.

Согласно статистике, наиболее перспективным направлением экспорта для малых и средних предпринимателей является дальнее зарубежье. Почти половина оборота предпринимателей, торгующих через eBay, приходится на США (47%). Также в пятерку входят Великобритания (6%), Германия (5,5%), Канада (4%) и Австралия (3%). Что касается выручки общего числа экспортеров, ее основная доля среди стран СНГ приходится на представителей таможенного союза — Беларусь (21,8%) и Казахстан (12,9%), а среди стран дальнего зарубежья лидером остается США (20,4%). Это связано с тем, что крупные интернет-магазины ориентируются преимущественно на страны ТС, создавая тем самым экспортную инфраструктуру, которая в последствии позволит предпринимателям осваивать дальнее зарубежье.

В 2019 году основная часть выручки от общего числа экспортных заказов приходится на категорию «Мода» и составляет 39%. В топ-3 также входят «Коллекционные товары» (15%) и «Электроника» (12%). Максимальный рост же показывают категории «Автозапчасти», их доля выросла с 4% в 2018 до 8% в 2019, и «Мода» — с 33% в 2018 до 39% в 2019г. Если говорить о распределении выручки по товарным категориям eBay, лидерами рейтинга также являются «Мода» (28%), «Коллекционные товары» (22%) и «Электроника» (16%). Самыми динамично развивающимся оказались «Красота и здоровье» (+24%), «Дом и сад» (+10%) и «Запчасти» (+9%).

Увеличение числа предпринимателей, торгующих за рубеж, и общее развитие розничного онлайн-экспорта привели к формированию нового рынка услуг для среднего и малого бизнеса. За последние три года спрос на предложения компаний, осуществляющих сервисное, консалтинговое и логистическое сопровождение при работе с маркетплейсами, вырос почти в три раза. К этому привела нехватка информации у предпринимателей, как уже продающих за рубеж, так и только намеревающихся начать экспортные онлайн-продажи.

Илья Кретов, генеральный директор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы, сказал: «Маркетплейсы остаются главным экспортным каналом для малого и среднего бизнеса. За три года мы наблюдаем позитивную динамику роста продавцов на нашей площадке — общее число компаний, продающих из России на еBay в 2019 году, подошло к 30 000. По нашему мнению, основными драйверами роста рынка в следующем году могут стать: упрощенная процедура подтверждения НДС 0% для розничных экспортеров, которая вступит в силу с 1 апреля 2020 года, а также увеличение количества экспортеров из регионов, дальнейшее развитие логистических продуктов. Сейчас более 40% экспортных отправлений продавцов eBay совершаются из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, но кроме этого растет и доля регионов: в первую очередь у Краснодарского края, Свердловской и Ростовской областей. Однако для достижения потенциала рынка, сопоставимого со странами Западной Европы, необходимо дальнейшее развитие логистических сервисов, решение вопроса реимпорта, а главное - включение экспорта в стратегию развития бизнеса российскими средними и малыми предпринимателями».

Федор Вирин, партнер агентства Data Insight, отметил: «На наших глазах за несколько лет появился новый рынок: розничный онлайн-экспорт товаров из России. Он вырос незаметно, как бы сам собой, но на данный момент кормит многих людей. Это не только большие площадки, как eBay и Amazon, но еще и десятки тысяч небольших продавцов, часто даже самозанятых, имеющих домашнее производство. Сюда также входят множество крупных магазинов, которые видят для себя новую рыночную нишу в соседних странах, и немалое количество сервисных компаний, помогающих экспортерам выходить на внешние рынки и интегрироваться с площадками. Логистические и платежные компании, которые обеспечивают транспортировку и оплату товаров, также помогают формированию рынка розничного онлайн-экспорта. Этот новый рынок, на самом деле, есть интеграция России в международные торговые потоки, которые идут через крупные онлайн-площадки — такие как eBay. Но он также является и результатом работы конкретных людей и организаций (eBay, РЭЦ, Почта России и др.), которые создают условия для того, чтобы данный рынок развивался».



Взгляд месяца

Идея внутренней разработки себя не оправдала

Наталия Оржевская

директор центра управления командами, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка