Спецпроекты

На страницу обзора
Мы предлагаем решения для поддержки всего жизненного цикла облака
Облачные вычисления являются стратегическим, активно развивающимся направлением бизнеса Oracle. Сегодня корпорация предлагает все три группы главных облачных сервисов: SaaS (приложения), PaaS (СУБД и ПО связующего слоя) и IaaS (инфраструктура) и постоянно расширяет портфолио решений. О том, какие преимущества облачные вычисления дают российскому рынку в целом CNews рассказали Кевин Аттард, старший директор по бизнес-приложениям Oracle в регионе ECEMEA, и Марк Ривкин, руководитель группы баз данных технологического консалтинга Oracle СНГ.

Кевин Аттард, Марк Ривкин

СNews: Насколько популярны облачные сервисы среди российских клиентов Oracle? Насколько быстро растет доля таких компаний?

Марк Ривкин: Концепция облачных вычислений стала широко известна на рынке, и большинство заказчиков знают ее отличия от традиционной вычислительной моделью. Это главный тренд 2012–2013 годов. Также компании начинают понимать преимущество PaaS и SaaS по сравнению с простым предоставлением виртуальных машин, как делалось раньше. Мы видим интерес к предоставлению платформенных сервисов (базы данных, сервера приложений, среды разработки, инфраструктуры, приложения и др.). Это направление будет расти опережающими темпами.

CNews: Какие проблемы развития облачного рынка в России вы можете назвать? Насколько недостаточное развитие каналов связи мешает проникновению облачных сервисов?

Кевин Аттард: Развитие облачных технологий зависит от качества и стоимости телекоммуникационных каналов. Если нет возможности удаленного доступа к какому-то ресурсу, то его использование не будет экономически оправдано. Основным барьером пока является стоимость телекоммуникаций, причем не только внутри компании. В России огромное количество организаций владеет оптоволоконными каналами по всей стране и не испытывает таких проблем. Они формально готовы к использованию частного облака, и многие находятся в процессе создания такой инфраструктуры.

Развитие рынка сдерживают ИТ-вендоры, которые работают более десяти-пятнадцати лет, но не имеют решений для облачных сред. За годы у них сложились долгосрочные отношения со многими заказчиками, в стремлении сохранить клиентскую базу они по-прежнему побуждают клиентов оставаться в рамках традиционной инфраструктуры.

Другой фактор – SaaS-игроки. Как правило, они предлагают решения исключительно в рамках этой модели, без альтернативных схем. А российский бизнес, независимо от масштаба, сегодня заинтересован в возможности выбора собственного пути внедрения инноваций.

Некоторый консерватизм в размещении данных – еще одна причина. В ряде отраслей – например, в госсекторе – есть категории данных, которые по закону должны находиться только в стране, и даже только на территории организации. Но для других отраслей альтернативные решения вполне возможны. Oracle всегда следует политике соблюдения нормативных и законодательных требований. Именно поэтому мы предлагаем в России широкий выбор программно-аппаратных решений и несколько моделей их размещения и работаем в тесном сотрудничестве с нашими российскими партнерами.

CNews: Какова ваша стратегия в области развития облаков?

Марк Ривкин: На сегодня Oracle имеет возможность предоставить, пожалуй, наиболее полное облачное предложение в мире. Это и публичное облако, и средства построения частных и гибридных облаков. Мы предлагаем все три группы главных облачных сервисов: SaaS (приложения), PaaS (СУБД и ПО связующего слоя) и IaaS (инфраструктура) и постоянно расширяем спектр решений.

Облачное предложение Oracle Cloud Applications включает целый комплекс бизнес-приложений, развертываемых по модели SaaS и расширивших портфолио Oracle в результате стратегических приобретений компаний-лидеров в облачных сегментах, таких как Taleo, RightNow, Eloqua и многие другие. Кроме того, сюда входят бизнес-приложения Oracle Fusion Applications, если они разворачиваются в облаке. Только за три года в развитие облачных решений корпорация вложила около $14 млрд и приобрела более 30 ведущих разработчиков.

mark_rivkin_4.jpg

Марк Ривкин: На сегодня Oracle имеет возможность предоставить, пожалуй, наиболее полное облачное предложение в мире

Кроме того, облачные вычисления в нашем понимании не сводятся только к предоставлению виртуальных машин, мы предлагаем набор продуктов и технологий для поддержки всего жизненного цикла облака. Это наше отличие от других поставщиков. Цикл начинается с анализа имеющихся приложений, машин и платформ для оценки целесообразности их переноса в облако. Затем создается инфраструктура облака (установка и конфигурирование оборудования, ПО, библиотеки сервисов). Следующим шагом идет создание новых сервисов, их тестирование и публикация в библиотеку сервисов. После этого пользователь может их заказывать через портал самообслуживания. Как только сервисы начинают работать, необходимо их мониторить, управлять сервисами и инфраструктурой, оптимизировать инфраструктуру. При работе сервисов надо сконфигурировать cargeback, т.е. механизм отслеживания использования ресурсов облака и подсчета стоимости. Все обслуживание жизненного цикла облака выполняется из одного продукта Oracle Enterprise Manager для управления.

CNews: Линейка SaaS у Oracle насчитывает десятки продуктов. Каким образом организована интеграция решений между собой?

Кевин Аттард: Портфолио Oracle Cloud создано с учетом потребностей бизнеса в интеграции бизнес-приложений между собой и позволяет предоставлять облачные решения для всего предприятия из одного источника, развертывая интегрированные процессы для всех направлений бизнеса. И наши заказчики могут воплощать в жизнь стратегию co-existence, совместного использования и развертывания на предприятии и в облаке, реализуя отдельные бизнес-процессы в облачной среде, которая уже готова к интегрированной работе с бизнес-приложениями Oracle, уже установленными у клиента.

CNews: В этом году была представлена новая СУБД Oracle Database 12c, которая заявлена как первая облачная СУБД. В чем ее отличие от предыдущих продуктов? Что подразумевается под мультиарендной архитектурой?

Марк Ривкин: Oracle Database 12c специально создана для облачных вычислений. Буква «c» в названии может ассоциироваться со словом cloud, но также «c» можно понимать как consolidation, поскольку одна из важных функций этой СУБД – консолидация. Из сотен новых возможностей Oracle Database 12c можно отметить четыре уникальные и наиболее важные для бизнеса.

Первая возможность – мультиарендность. Если у компании есть множество баз данных, ей нужно огромное количество оборудования и администраторов, чтобы их обслуживать. Консолидировать все это на единую машину чрезвычайно сложно. В СУБД Oracle 12c появилась возможность помещать в одну мультиарендную (или контейнерную) БД множество других БД. Чем больше СУБД запускается на одном и том же компьютере (например, для ERP, CRM и DW), тем больше процессов запускается и больше оперативной памяти требуется. Мультиарендная архитектура в Oracle Database 12c позволяет сделать одну контейнерную базу данных (с одним набором процессов и областей памяти) и помещать в нее множество независимых изолированных БД (контейнеров). Управлять этим множеством можно как единой системой – создать одну общую для всех контейнеров резервную БД, делать один апгрейд вместо нескольких, создавать одну резервную копию для всех этих БД. И важно, что перенос старых баз данных в новую консолидированную очень прост, буквально как операция plug&play. Приложения не знают об изменениях и продолжают работать со своими БД. Все это резко упрощает администрирование и повышает эффективность использования оборудования.

Вторая – автоматический повтор прервавшихся транзакций. Если при выполнении транзакции, меняющей данные, происходит сбой, то системе и человеку сложно понять, что происходит и что нужно сделать: то ли повторить операцию, то ли она уже выполнена. Например, при покупке билетов через интернет, когда вы ввели данные карточки, нажали «Оплатить», а подтверждение так и не пришло. Если произвести оплату еще раз, есть риск заплатить дважды. СУБД Oracle 12c умеет определять, закончилась транзакция или нет. При этом пользователь даже не заметит сбоя узла кластера, так как определение состояния транзакции и ее повторение выполняются автоматически.

Третья – автоматизация жизненного цикла данных. СУБД Oracle 12с собирает реальную информацию об использовании данных и составляет так называемую температурную карту. На ее основе система может автоматически принять решение о сжатии данных либо перемещении их на дешевые медленные устройства.

Четвертая – сокрытие секретных данных «на лету» (data reduction). Часто возникает необходимость скрыть информацию или выдать пользователю лишь определенную часть данных. Ведь одним нужно видеть всю реальную ситуацию, а другим – показывать все данные нельзя из-за секретности. Например, сотруднику банка нужно видеть номер кредитной карты полностью, а колл-центру достаточно только последние четыре цифры. СУБД Oracle 12с сама маскирует данные в момент запроса.

CNews: Одним из главных минусов облаков заказчики называют вопрос сохранности данных. Как вы решаете проблему безопасности?

Марк Ривкин: Сегодня ни одно публичное или гибридное облако не может обеспечить тот же уровень безопасности, что и частное облако. А в нем безопасность может быть такая же, как и в традиционных, развернутых на предприятии, хорошо защищенных системах. Для повышения уровня безопасности в публичном облаке провайдеры вынуждены ограничивать функциональность предоставляемых сервисов. В частном облаке можно реализовать не только полный функционал платформы и приложений, но и обеспечить максимальный набор средств защиты. Например, если мы говорим о защите данных в Oracle Database 12c, то в частном облаке можно использовать и кодирование данных (в базе и при передаче по сети), и защиту данных от администратора, и кластерное решение, и резервирование для катастрофоустойчивости, и аудит операций, и маскирование данных, и весь арсенал аутентификации и разграничения прав пользователей.

CNews: Оказываете ли вы услуги российским клиентам на базе зарубежных ЦОД? Как вы решаете вопросы соответствия требования законодательства?

Кевин Аттард: Наше преимущество в том, что Oracle предоставляет выбор ЦОД по всему миру. И когда речь идет об облаке, мы всегда можем гибко подстроиться под требования клиента. Мы оцениваем нормативную базу, законы, которых надо придерживаться в конкретных случаях, и обеспечиваем соответствие нашего решения. Россия всегда в авангарде ИТ-инноваций и мы уверены, что нормативная база по облачным технологиям здесь будет полностью соответствовать современным мировым трендам.

CNews: Какие советы можете дать при выборе облачных приложений?

Кевин Аттард: На первом этапе нет необходимости переносить в облако приложения с очень высокой нагрузкой, работающие непрерывно с большим количеством пользователей, имеющие устаревшую архитектуру. Кроме того, не следует спешить с переносом в облако приложений, обеспечивающих жизнедеятельность граждан и государства, простой которых недопустим. Также важно отметить, что корпорация Oracle оставляет заказчику полную свободу выбора в возможности перехода на облачные среды и продукты, а также способы их развертывания и использования, включая совместное использование бизнес-приложений, развернутых непосредственно на предприятии и облачных. Можно постепенно добавлять новую функциональность.

kevin_attard.jpg

Кевин Аттард: Когда речь идет об облаке, мы всегда можем гибко подстроиться под требования клиента

Важнейшей предпосылкой для миграции в облако является понимание заказчиком пользы, которую ИТ и бизнес получат от консолидации, стандартизации, ускорения развертывания вычислительных сервисов, эластичности, детального контроля использования ресурсов, роста эффективности использования оборудования и ПО. Заказчик должен быть готов к инновациям и недоволен текущим уровнем гибкости своей ИТ-инфраструктуры, он должен стремиться к снижению стоимости поддержки ИТ. Хорошими кандидатами для миграции в облако являются организации, имеющие много разных приложений с веб-интерфейсом и неравномерной загрузкой.

Мы обсуждаем с заказчиком его текущую ситуацию и вместе составляем дорожную карту развития его ИТ-ландшафта. Oracle постоянно инвестирует в обновление существующих приложений в рамках программы Oracle Applications Unlimited: пока заказчик использует приложение, оно будет поддерживаться. Но в то же время мы намечаем те области, где можно без значительных затрат или проектов развертывания оптимизировать ресурсы клиента, переместив их в облака. Политика Oracle по поддержке продуктов в течение всего жизненного цикла позволяет гарантировать, что у клиентов всегда будет выбор вариантов модернизации в соответствии с потребностями предприятий.

CNews: Какая модель предпочтительнее – частное, публичное или гибридное облако?

Марк Ривкин: Если ресурсы необходимо использовать не на постоянной основе, а время от времени, то иностранный хостинг, действительно, удобен. В публичное облако за рубежом можно выносить учебные БД или машины, среды для разработчиков. Если речь идет о промышленной системе, работающей постоянно, содержащей конфиденциальные данные, то ее лучше развернуть в своем ЦОД. Либо, если нет собственных ресурсов для создания частного облака, то можно развернуть облако на технологиях Oracle у локального партнера. В этом случае заказчик сможет использовать все преимущества облачного решения без недостатков и ограничений публичного сервиса.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики SaaS в России 2013
Город Выручка от оказания услуг SaaS в 2011 г., тыс. руб. с НДС
1 Екатеринбург 3 100 000
2 Казань 224 000
3 Москва 303 400
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие коммерческие ЦОДы в России 2013
Количество размещенных стоек Количество площадок
1 2 111 2
2 1 346 6
3 1 280 18
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики SaaS в России 2013 (м)
Выручка от оказания услуг SaaS в 2012 г., тыс. руб. с НДС Рост выручки 2012/2011, в %
1 3 750 000 21%
2 630 000 181%
3 620 000 104%
Подробнее