Разделы

Интернет Веб-сервисы

Алексей Кузьмин: Обзавестись собственной электронной торговой площадкой теперь не сложнее, чем корпоративным сайтом

Интервью директора по маркетингу и продажам компании B2R Алексея Кузьмина интернет-изданию CNews.ru

CNews.ru: Расскажите немного об истории создания компании B2R

Алексей Кузьмин: Наша компания была образована в 2000 году. Основали ее люди, обладавшие большим опытом управления такими структурами, как коммерческие банки, торговые и промышленные компании.

С момента создания и по сей день ЗАО «B2R» занимается разработкой, внедрением и поддержкой систем электронного бизнеса, ориентированных в основном на российские предприятия и компании. Само название «B2R» — это сокращение от «Business-to-Russia».

Среди наших разработок — многоотраслевая торгово-закупочная площадка МТП B2R — электронная систем класса B2B с полным электронным документооборотом и общепринятой системой финансовых расчетов. Сегодня она насчитывает свыше 1500 предприятий и организаций.

Другой реализованный нами проект, которому уже более полутора лет — GdeVagon.ru — интернет-система слежения за железнодорожными грузоперевозками по территории России, СНГ и стран Балтии. Сегодня GdeVagon.ru обслуживает около 700 предприятий, транспортных и экспедиторских компаний.

Мы занимаемся услугами, связанными с защитой компьютерной информации и приданием юридической силы электронным документам. Это предоставление электронно-цифровых подписей (ЭЦП) и услуг сертифицированного удостоверяющего центра ЭЦП — e-deal Technologies.

И, наконец, наша новая услуга — создание под заказ электронных систем сбыта/снабжения и отраслевых торговых площадок на базе аренды программной платформы B2R по схеме ASP (Application Service Providing). Эта услуга позволяет предприятию или торговой компании быстро и при весьма скромных затратах получить в свое распоряжение полнофункциональную B2B систему.

CNews.ru: Тема систем электронного бизнеса и, в частности, B2B систем довольно популярна в СМИ. Какими свойствами обладает ваше решение, и чем оно отличается от других подобных B2B систем?

Алексей Кузьмин: Если говорить о предлагаемой нами электронной системе сбыта/снабжения (или, если угодно, торгово-закупочной площадке), то в стандартной «поставке» она позволяет автоматизировать процесс взаимодействия предприятия с клиентами, дилерам и поставщиками. Это происходит практически на всех этапахвзаимодействия: информирование о товарных предложениях и потребностях предприятия, привлечение контрагентов, поиск товаров, согласование условий заказа и заключения сделки, выставление счетов и исполнение сделки.

Дополнительно в «пакет» системы по желанию заказчика могут быть включены взаимодействие с бухгалтерскими системами, автоматическое отслеживание поставок железнодорожным транспортом, система безопасных расчетов по электронным сделкам «B2R Эскроу», а также другой необходимый клиенту функционал.

Отличительные особенности нашей системы — это встроенный полный электронный документооборот по сделкам (от автоматического формирования договора и спецификации до выставления счета-фактуры и акта сверки). Причем документооборот допускает использование ЭЦП — как для подписи, так и для полной шифрации документов.

Еще одно уникальное преимущество — встроенное автоиндексирование выставленных заявок и предложений в поисковых системах интернет.

Кроме того, система очень гибко настраивается под требования заказчика и при необходимости может быть легко доработана. Благодаря схеме ASP, сроки создания такой системы сведены до минимума, а стоимость внедрения и поддержки системы очень невысока.

CNews.ru: Что может дать предприятию предлагаемая вами электронная система сбыта/снабжения?

Алексей Кузьмин: Новое качество обслуживания клиентов и партнеров, повышение доходности торгово-закупочной деятельности, большая управляемость, прозрачность деятельности предприятия для его топ-менеджмента.

Если говорить о снижении издержек, то, по оценке аналитиков IBS, экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 22% со стороны сбыта. Непосредственный эффект от переноса торгово-закупочных операций в «электронный формат» может составлять 50% и более.

Благодаря переходу на встроенный электронный документооборот сокращаются расходы на связь (телефон, факс), бумагу, исправление ошибок персонала. Минимизируются объемы печатных каталогов, рассылки факсов и писем, так как размещенная в электронной системе информация о продуктах, ценах и т.д. может мгновенно становиться доступной контрагентам. За счет «online»-взаимодействия значительно сокращается время на проведение одной сделки. И можно успеть совершить большее количество сделок при прежней численности персонала.

Если у предприятия еще нет своего корпоративного веб-сайта (или требуется его заменить), мы можем включить в состав поставляемой системы «веб-конструктор», что позволит развивать и обновлять сайт силами собственного персонала компании, без привлечения дополнительных специалистов.

Если говорить о повышении доходности предприятия — то нельзя не отметить возможность приобретения новых покупателей и поставщиков благодаря уже названному мной автоиндексированию заявок/предложений предприятия в поисковых системах интернет.

Кроме того, заказав англоязычную версию электронной системы сбыта, предприятие может значительно облегчить себе выход на международный рынок, где взаимодействие компаний через интернет давно стало нормой.

CNews.ru: ASP считается довольно перспективным направлением. В России есть немало ASP-провайдеров, которые предлагают услуги веб-хостинга или корпоративной почты. Каковы особенности вашей модели аренды приложений? Чем она отличается от той, что предлагают ваши конкуренты (кстати, кто они)?

Алексей Кузьмин: Действительно, рынок услуг по аренде приложений активно развивается. По оценкам экспертов, к 2004 году только в России он может вырасти до $120 млн. Модель ASP позволяет предприятию использовать в своей деятельности дорогостоящие программные продукты за относительно низкую плату и без взваливания на себя всего груза проблем и расходов, связанных с его приобретением, установкой и поддержкой.

В целом наша модель ASP напоминает аренду CRM-системы: на нашем сервере на базе программной платформы B2R специально под заказчика разворачивается и настраивается электронная система сбыта/закупок; организуются рабочие места менеджера и администратора системы со стороны заказчика и проводится их обучение; осуществляется консалтинг по интеграции системы в бизнес-процессы предприятия, обеспечивается полная техническая поддержка.

Как правило, созданная система виртуально встраивается в существующий корпоративный сайт предприятия, и для посетителя она визуально является частью сайта предприятия.

При этом только заказчик управляет системой, контролирует и определяет правила работы пользователей в ней, а мы лишь осуществляем технико-консультационную поддержку.

На сегодня прямых конкурентов по данной услуге у нас нет. При общении с клиентами иногда нам приходится слышать, что нечто похожее на корпоративную (закрытую) торговую площадку им предлагала Faktura.ru. По сути, им была предложена хотьи несколько обособленная, но все-таки часть самой системы Faktura.ru, предполагающая работу только по правилам Faktura.ru и через определенные расчетные банки этой системы (либо банк заказчика должен стать расчетным банком на условиях Faktura.ru). Мы же создаем, хотя и на своем сервере, совершенно автономную систему для заказчика. Она не связана ни с нашей многоотраслевой торговой площадкой, ни с какими-то другими по умолчанию. Это та система сбыта/снабжения, которой полностью распоряжается сам заказчик: устанавливает права пользователей в системе и правила ведения сделок, определяет формат документов в документообороте, имеет возможность контролировать сделки и доступ пользователей в систему, сам определяет, через какие банки пойдут платежи, сам устанавливает расценки за обслуживание в системе и т.д. Поэтому на сегодня наше предложение уникально.

CNews.ru: Почему вами была выбрана именно модель ASP?

Алексей Кузьмин: Модель ASP позволяет сделать создание электронной системы сбыта/снабжения (или даже отраслевой торговой площадки) доступным — как по цене, так и по требованиям к технической оснащенности предприятия — не только крупным, но и средним и малым предприятиям.

Давайте посчитаем: самостоятельная разработка и запуск системы такого уровня требует поиска и найма квалифицированного персонала, организации рабочих мест, аренды дополнительных площадей, приобретения сервера, сетевого оборудования, необходимого ПО и т.д. Кроме того, наверняка потребуются услуги консультантов или дополнительные затраты на доводку разработанной системы. Такой проект вполне может растянуться на год, а затраты на него составят минимум $200 тыс. (без учета средств на рекламу и маркетинг).

Можно пойти другим путем — заказать систему опытной фирме-разработчику. Это сократит срокии затраты, но не избавит от необходимости наличия ИТ-персонала и инфраструктуры для поддержки электронной торговой площадки на собственной базе. Цена вопроса в этом случае — от $100 тыс., сроки реализации проекта — около полугода.

Приобретение готового решения позволит несколько снизить расходы, но опыт показывает, что такое ПО, скорее всего, не будет в достаточной мере соответствовать потребностям предприятия — понадобится доработка под специфику конкретного заказчика.

Воспользовавшись нашей услугой (ASP), заказчик получает на выходе тот же результат, что и при заказной разработке — собственную электронную систему сбыта/снабжения, полностью соответствующую специфике предприятия.

Весь процесс создания системы организован у нас как типичный проект по внедрению сложного ПО: предпроектное обследование, формирование и согласование требований к системе, развертывание и настройка ПО, внедрение и консалтинг по интеграции системы в бизнес-процессы на предприятии, обучение персонала заказчика и опытная эксплуатация, и, наконец, сдача системы в коммерческую эксплуатацию и дальнейшая техническая поддержка.

При этом заказчику не нужно приобретать дорогостоящее оборудование, нанимать ИТ- персонал, заботиться о поддержке работоспособности системы, защите данных и т.д. Достаточно иметь компьютер с выходом в интернет (хотя бы по коммутируемым каналам), и сотрудников, умеющих работать с веб-браузером и электронной почтой.

Если требования заказчика укладываются в стандартный функционал программной платформы B2R, то создание электронной торгово-закупочной системы предприятия по модели ASP займет полтора — два месяца, а стоимость создания системы будет сопоставима с затратами на разработку корпоративного сайта профессиональной веб-дизайнерской студией.

CNews.ru: Каковы сроки окупаемости подобного проекта?

Алексей Кузьмин: Электронная система сбыта/снабжения предприятия, созданная на базе аренды нашего ПО, может окупить себя за достаточно короткий срок — от трех месяцев до полугода. Все зависит от суммарного объема сделок, которые будут проходить через систему. Чем больше объем — тем быстрее заказчик окупит вложенные средства. Сокращению срока окупаемости способствует также то, что арендная плата начисляется не в виде процента от суммы сделок, а исходя из нагрузки на сервер. Такой подход наши клиенты считают справедливым.

CNews.ru: Кто из ваших клиентов уже воспользовался данной услугой?

Алексей Кузьмин: Из уже реализованных проектов по модели ASP могу отметить отраслевую торговую площадку московского приборостроительного завода «Манометр». Этот проект является хорошей иллюстрацией системы, встроенной в корпоративный сайт заказчика: обработка запросов и программное обеспечение торговой площадки «живет» на наших серверах, а сам корпоративный сайт — в другом месте.

Другой проект — система электронного документооборота (СЭОД) торговой компании «Интертехнолоджи», деятельность которой связана с реализацией металлопродукции. Это по сути торгово-закупочная площадка, которую компания вначале планировала для использования в своей сети поставщиков. Потом возникло желание сделать ее универсальной, чтобы можно было организовать и снабжение, и сбыт. Кроме того, в СЭОД потребовалось обеспечить «револьверное» выставление счетов-фактур, что соответствовало сложившейся оффлайновой практике компании. Такую доработку мы им сделали.

CNews.ru: Ориентировано ли предлагаемое вами решение электронной системы сбыта/снабжения на предприятия каких-либо конкретных отраслей?

Алексей Кузьмин: Как я уже говорил, разработанная нами программная платформа обладает высокой степенью настраиваемости и позволяет расширять имеющийся функционал без значительных доработок. Поэтому, ориентируясь в основном на промышленные предприятия и торговые компании, мы не делим их по отраслям: у всех есть и общие черты, и своя специфика. Важнее другое: какую сферу в деятельности предприятия должна будет обслуживать создаваемая система: сбыт/продажи, снабжение/закупки или — и то, и другое. Будет ли это система обслуживать одно предприятие, торгово-промышленную группу или нужна отраслевая торгово-закупочная площадка с платными сервисами.

Однако в числе наших предложений есть и строго отраслевые решения, например — система оперативной аренды вагонов, позволяющая компании-оператору железнодорожных перевозок или экспедитору получать дополнительный доход с временно не задействованного подвижного состава.

Другой пример — банковская торговая площадка, то есть электронная торгово-закупочная система, которую коммерческий банк может создать для своих клиентов — предприятий и торговых компаний. Естественно, что в такой системе расчеты будут проводиться только через конкретный банк или через его партнеров. Кроме того, банк сможет обеспечить безопасность электронных сделок и расчетов в системе с помощью механизма «B2R Эскроу».

CNews.ru: «B2R Эскроу» — это еще один новый продукт?

Алексей Кузьмин: И да, и нет. Этот механизм разработанный нами для обеспечения безопасности при проведении электронных сделок и расчетов применялся с мая 2001 года по декабрь 2002 года в прежней версии многоотраслевой площадки МТП B2R. Разработка входила в состав площадки и не имела отдельного названия. Новая версия МТП B2R по умолчанию работает на уровне рисков обычных оффлайновых сделок между юридическими лицами. Поэтому этот проверенный временем механизм мы выделили в отдельное решение — «B2R Эскроу». Оно позволяет обезопасить покупателя и продавца от неисполнения сделки любой из сторон (например, недоставку оплаченного товара), придать электронным документам, подписанным с помощью ЭЦП юридическую силу.

CNews.ru: Не секрет, что мы значительно отстаем от Запада по уровню развития интернета. Для многих российских предприятий привычными средствами связи остается телефон и факс, а не интернет. Как вы планируете развивать свои услуги в таких условиях?

Алексей Кузьмин: Ну, не все так плохо. По оценке Brunswick Warburg, ежегодный рост российского B2B-рынка составляет 245%, а около 90% крупнейших российских предприятий имеют доступ в интернет. Однако при общении с руководством средних и малых предприятий мы действительно сталкиваемся с проблемой привычки к телефону и факсу. В таких ситуациях мы стараемся помочь предприятию быстрее освоить интернет и оценить его преимущества. Мы осуществляем консалтинг по внедрению и «раскрутке» предприятия в Сети и обучению персонала заказчика работе в создаваемой электронной системе, обеспечиваем технико-консультационную поддержку персонала заказчика.

CNews.ru: Как вы можете охарактеризовать финансовые успехи своей компании в 2002 году?

Алексей Кузьмин: В целом у компании довольно умеренные показатели за прошедший год, поскольку намнеобходимо было вложить значительные средства в развитие новых продуктов и направлений, отдачу от которых мы ожидаем в этом году. Это и новая услуга создания электронных торговых систем по модели ASP, о которой я рассказал. И новая версия МТП B2R, основанная на более эффективной бизнес-модели, и ряд менее значительных проектов.

По итогам прошлого года наиболее успешным проектом оказалась наша система слежения за железнодорожными грузоперевозками GdeVagon.ru, ежемесячный оборот этого проекта увеличился на 297%.

CNews.ru: Какие планы у вашей компании на текущий год?

Алексей Кузьмин: В наших планах — дальнейшее развитие имеющихся у нас решений, разработка дополнительных услуг в системе GdeVagon.ru. Большое внимание будет уделено развитию дилерской сети компании, и в особенности это коснется направления услуги по модели ASP.

Помимо этого, мы стремимся работать на перспективу и по возможности содействовать развитию электронной коммерции в России, включая подготовку квалифицированных кадров для отечественной экономики. У нас есть опыт сотрудничества с Российской экономической академией им. Плеханова по организации практических занятий по электронной коммерции на нашей технологической базе. Кроме того, мы совместно провели ряд семинаров по применению современных информационных технологий в логистике и экспедиторской деятельности. Такого рода деятельность мы планируем продолжать и в этом году.