Разделы

Интернет Веб-сервисы

Электронные госзакупки в России: виден ли прогресс?

Чтобы ликвидировать отставание России в области "новой экономики", необходимо создать адекватную нормативную базу, которая позволила бы широко проводить госзакупки в электронной форме.

Свобода торговли и свобода личности

Создание адекватной правовой базы для проведения госзакупок в электронной форме, не исключает того, чтобы и в рамках действующего законодательства функционировала электронная система государственных закупок, не только на федеральном уровне, но и в ряде регионов на уровне субъектов федерации и муниципалитетов.

Опережающее развитие ИКТ, в том числе технологий электронной коммерции, в частном секторе экономики, создало разрыв между правовой системой, общественным сознанием и технологическими реалиями. В силу существующей правовой неопределенности и недостаточности регулирования электронная торговля и, соответственно, электронные госзакупки в России зачастую не в состоянии преодолеть правовые препятствия, которые могут возникать в силу общепринятых положений национального законодательства или сложившейся судебной практики.

Юридическая сфера электронной торговли очень широка, начиная от вопросов защиты прав личности, собственно вопросов купли-продажи, юридического статуса электронного документа и удостоверения его подлинности, и кончая вопросами страхования рисков, решения задач инжиниринга и т.д. В европейских странах (Дания, Италия, Люксембург и др.) действуют законодательные акты в области электронной коммерции, разработанные на базе «Типового закона об электронной коммерции», одобренного Генеральной ассамблеей ООН в 1997 году. Во многих странах, наряду с этим, приняты законы об электронной подписи (Италия, Германия и др.). В ряде стран действуют законы о защите персональных данных при электронном обмене информацией, например, в Германии, Великобритании, Франции.

Все эти законы, безусловно, создавались с учетом правовых документов, принятых в Евросоюзе: Директива ЕС «О защите потребителей при заключении контрактов на расстоянии», Директива ЕС «Об электронной торговле», Директива ЕС «Об обработке персональных данных и защите частных интересов в области телекоммуникаций».

Надо помнить о том, что развитие электронной торговли еще больше обостряет проблему неприкосновенности личной жизни, так как используемые инфокоммуникационные технологии значительно облегчают свободный сбор персональных данных и их обобщение из различных источников, имеющихся в электронных сетях, что может представлять собой реальную угрозу безопасности человека.

Электронная торговля, включая госзакупки, оперирует информацией, которую принято называть «информацией частного характера». И это очень тонкое место в правовом обеспечении, где от наличия норм, позволяющих обеспечить фундаментальные права и свободы граждан, зависит общая атмосфера взаимного доверия и уважения, и, в конечном итоге, успех или неуспех развития всей электронной торговли.

Выстраивая свою законодательную работу в области электронной торговли, Россия, конечно же, учитывает зарубежный опыт. Тем не менее, могут появиться трудности толкования правовых норм с позиций правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий. Естественно, что и для судов это совершенно новая и непривычная область правоотношений, поэтому эффективность их деятельности в этой сфере сейчас пока явно недостаточная.

В числе законодательных приоритетов, безусловно, находятся и правовые положения, регулирующие применение электронных подписей. Обеспечение доверия к электронной подписи является необходимым элементом заключения договора, в том числе при передаче права собственности, обязательственных прав и т.д. посредством электронной связи. Правда, действующий Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» не позволяет решать всех вопросов.

Необходимо отметить, что реализация концепции государственных закупок не идет гладко и быстро. Тем не менее, ряд выпущенных за последнее время федеральных законов, правительственных документов, регламентов и стандартов, посвященных электронной торговле и системам государственных закупок, свидетельствуют о высокой степени интереса со стороны государства и общества к этой проблеме. Проведение электронных госзакупок считается одной из 20 базовых государственных услуг и является одним из индикаторов прогресса на пути к электронному государству.

Борис Кристальный, Юрий Фонтанов / CNews