Разделы

Интернет Веб-сервисы

Электронные госзакупки в России: виден ли прогресс?

Чтобы ликвидировать отставание России в области "новой экономики", необходимо создать адекватную нормативную базу, которая позволила бы широко проводить госзакупки в электронной форме.

В России планируется направить в 2005 году на госзакупки из бюджетов всех уровней около триллиона рублей. Это меньше, чем в США, которые ежегодно совершают закупки на $500 млрд. (почти в 12 раз больше), но все же весьма внушительная сумма.

В большинстве развитых стран мира процесс госзакупок не только законодательно отрегулирован, обеспечен развитой информационной инфраструктурой, но и активно осуществляется с использованием технологий электронной торговли.

Международные стандарты

В мировой практике закупки для государственных нужд призваны отвечать следующим требованиям: процесс осуществления госзакупок должен происходить публично и информация должна быть общедоступна для возможного общественного контроля; госзакупки должны производиться с максимальной эффективностью, что в большой степени обеспечивается за счет повышения конкурентности процесса госзакупок, расширения географии подрядчиков и т.п.

Госзакупки должны осуществляться таким образом, чтобы действия конкретных государственных заказчиков и результаты госзакупок были подконтрольны распорядителям бюджетных средств, а также специальным уполномоченным органам.

Российские проблемы

Для понимания сложившейся ситуации необходимо сформулировать основные группы вопросов, которые надо решить российским властям, чтобы предоставить возможность всем желающим совершать коммерческие сделки в электронной форме. А для этого в первую очередь необходимы адекватные мировому уровню развития и эффективно действующие в условиях нашей страны законодательные акты.

Первая группа вопросов - самая важная, для начала следует сделать процедуру государственных закупок в России максимально прозрачной. Подотчетное обществу государство является эффективным и имеет иммунитет к коррупции, что чрезвычайно актуально для России. А для того, чтобы государство таким стало, надо ввести, с одной стороны, электронный учет, электронный доступ к информации, а с другой - независимый аудит, беспристрастное рассмотрение споров и т.д. В настоящее время, по данным МЭРТ, не более 65 - 70% закупок проходят через открытые торги.

На законодательном поле

Некоторые субъекты России в настоящее время организуют проведение закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд на основе указа президента России №305 от 8.07.1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» и регионального законодательства, а не на основе принятого двумя годами позже федерального закона (06.05.1999 г. № 97-ФЗ) «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Последний не предусматривает финансирование закупок для государственных нужд из регионального бюджета.

Закон не уравнивает в правах электронные и письменные документы. Электронный обмен документами рассматривается как промежуточная процедура, всегда требующая подтверждения, а значит и организации обмена дублирующими традиционными документами на бумажном носителе, оформленными в установленном порядке. А главное, закон не требует в категорической форме открытости торгов.

Правда, исполнительная власть в лице МЭРТ уже несколько лет предлагает сделать систему торгов для государственных нужд более прозрачной и определить единые правила, способы и процедуры размещения заказов для нужд страны, субъектов федерации и муниципалитетов. Год назад правительство России одобрило и внесло в Государственную Думу законопроект «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором предписывается проводить закупки только на открытых торгах (за исключением случаев, когда закупка связана с гостайной или на рынке есть только один поставщик); субъекты Федерации и муниципалитеты наряду с федеральными структурами являются полноправными участниками госзакупок; предоставляется возможность использовать электронные системы в конкурсных процедурах и организации обмена электронными документами при проведении конкурсов.

Первое чтение законопроект прошел еще осенью 2004 года, а затем работа над ним приостановилась. Только заявление президента в Бюджетном послании о необходимости создания прозрачной системы госзакупок придало импульс дальнейшему продвижению законопроекта. Он был принят Государственной Думой во втором чтении 6 июля 2005 года, в третьем - 11 июля, одобрен Советом Федерации 13 июля и подписан президентом 21 июля 2005 года (94-ФЗ). Закон должен быть введен в действие через полгода, а Федеральный закон 97-ФЗ от 1999 г. должен соответственно утратить свою силу. Можно отметить, что по пути решения этой группы вопросов государство заметно продвинулось вперед, приняв Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Дело в том, что новый закон поручает разработку порядка предоставления конкурсной документации в электронной форме и опубликования результатов открытого конкурса в электронной форме Правительству России. Представляется, что для реализации закона необходим еще целый ряд подзаконных актов, в том числе об организаторе торгов и конкурсной комиссии.

Есть острая потребность не только в реформировании экономики, но, самое главное, в ее развитии. Это связано как с внутренними насущными потребностями, так и с внешними. Выступив перед рабочей группой ВТО в ее штаб-квартире в Женеве в конце июня 2005 года, министр экономического развития и торговли России Герман Греф сказал, что присоединение России к ВТО - «реальная и желательная цель». Он подчеркнул, что 1/3 ВВП России и 1/2 его прироста формируется за счет международной торговли. Предполагается, что участие в ВТО потребует непременного использования для госзакупок, по крайней мере, за рубежом, инфокоммуникационных технологий.

Эффективность госсзакупок

Другая часть вопросов связана с оценкой эффективности этих процедур путем сопоставления результатов конкурсов, мониторинга цен, выявления нарушений и т.д. Здесь нужна большая работа не только со стороны государственных и муниципальных органов, но и со стороны общества, на основе подзаконных нормативных правовых актов, которые уже действуют и которые необходимо еще принять.

Необходимо создать и действенную инфраструктуру по совершению сделок и заключению контрактов в электронной форме. При этом следует говорить о сколь угодно широко распределенной системе с любым количеством электронных торговых площадок, что приведет нас к созданию единого, в первую очередь, информационного пространства по государственным закупкам, не только внутри страны, но в международном масштабе. Нет сомнений, что государство и общество должны позаботиться о создании необходимой правовой базы, не противоречащей зарубежной практике.

С практической точки зрения важнейшую составляющую инфраструктуры системы электронных государственных закупок, или системы электронных торгов, сегодня представляет собой портал государственных закупок. В конце июля этого года Греф подписал приказ, определивший портал государственных закупок официальным информационным ресурсом МЭРТ в области государственных закупок в интернете. Уже утверждены положение о Портале и план мероприятий МЭРТ на II квартал 2005 - I квартал 2006 года по обеспечению информационного наполнения портала.

Одновременно идут работы по созданию региональных информационных систем государственных закупок в Республике Чувашия, Челябинской области, Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе, Липецкой области, Республике Мордовия. Региональные системы создаются как совместимые компоненты единой системы. Апробировано информационное взаимодействие между региональными площадками Республики Чувашия и Челябинской области и порталом государственных закупок.

Чтобы соответствовать требованиям современного рынка, государство должно стать электронным. В связи с выходом России на мировой рынок, страна принимает участие в работах под эгидой ООН по разработке подходов к поддержанию «правового порядка» в интернете - основной международной среде, в которой осуществляется электронная коммерция. Кроме того, перед Россией стоит задача интернационализации правовых, в том числе экономических, стандартов, в первую очередь, со странами Европы.

Имеющееся отставание российского права в области «новой экономики» от европейского и от соответствующих европейских стандартов дает России уникальную возможность в ускоренном порядке, перескочив этапы поиска собственного пути, совершить правовую реформу и восполнить имеющиеся пустоты современными проверенными нормами.