Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Контекстная реклама: российское двоеборье

С появлением контекстной рекламы исполнилась главная мечта рекламщиков: пользователи интернета отчасти сами находят именно ту информацию, которая для них наиболее привлекательна. Контекст открыл возможность проведения рекламной кампании даже для совсем небольших фирм и частных лиц. При этом выбор провайдера услуги несложен: варианты можно пересчитать по пальцам одной руки.

Так как рекламный бюджет может составлять и $5, контекстную рекламу активно используют и небольшие компании. Средний бюджет для них обычно составляет $250-1000 в месяц, в зависимости от сезона.

ИТ-компании, хотя и являются довольно прогрессивными по определению, не становятся лидерами по объему рекламы и не входят даже в топ-10 категорий. Например, в системе "Бегун" ежемесячно проходит более 8 тыс. рекламных кампаний по теме "Компьютерная и цифровая техника". В то же время по теме "Финансы" таковых свыше 5 тыс., но затраты в финансах намного выше, стоимость слова доходит до $3. В аукционе за слова участвует от 10 до 60 участников одновременно.

ТОР-10 сегментов рынка по затратам на контекстную рекламу

Место Категория Доля, %
1 Промышленные товары 11,67
2 Авто 8,12
3 Ремонт жилья 7,23
4 Недвижимость 5,85
5 Медицина 5,71
6 Мебель 4,70
7 Услуги финансовые 4,56
8 Туристические услуги 4,45
9 Образование 4,17
10 Услуги в Интернете 3,78

Источник: Бегун, 1 квартал 2006

Как уже отмечалось выше, в контекстной рекламе оплата идет за результат. Для рекламодателя в этой системе есть элемент неопределенности – он либо знает свой бюджет, но не может быть уверен, что за него получит (сколько людей нажмут на его рекламу). Либо знает результат (например, он хочет 10 тыс. заинтересованных покупателей), но не может точно спрогнозировать стоимость. Одно из существующих решений - установка верхнего предела, который клиент готов заплатить за результат, что позволяет избежать превышения бюджета.

В итоге клиент "покупает" нужный набор слов ("ноутбук", "HP", "КПК" и т.п.) и назначает свою цену. А затем по необходимости повышает ее, если желающих купить данные слова оказалось много.

В целом такая система почти всегда оказывается рентабельной. Это видно по результатам компаний – сколько вложено, и каков "выход". Но есть существенное ограничение – контекст показывается только тем, кто уже сам ищет. А существует большой пласт клиентов, которые еще не "созрели". Поэтому оптимально использовать оба вида рекламы – и баннеры (для "холодных" клиентов), и контекст (для "горячих").

Пример контекстной рекламы системы "Бегун" в результатах поиска на Rambler.ru

контекстная реклама Бегуна

И на "Яндексе", и в "Бегуне" компьютеру можно поручить часть работы, например, автоматическое управление ставками и бюджетом на рекламу. Также можно перенести эту работу на специалистов указанных компаний. Однако в управлении контекстной рекламой нет ничего сложного, и большинство компаний поручает эту работу своим штатным сотрудникам – менеджерам отделов маркетинга и рекламы, реже PR-менеджерам.

Можно заказать рекламу под запросы конкурирующих услуг или моделей. Эффективность при этом будет несколько ниже, но если вы предлагаете достойную альтернативу, то такой ход вполне уместен. Это особенно актуально, если ваша услуга или товар еще мало известны, и число запросов по ним невелики.

Что дальше?

По мнению аналитиков, на рынке интернет-рекламы в ближайшее время произойдут следующие изменения. Продолжится эволюция моделей оплаты. Оплата будет развиваться в сторону большей гарантии достижения результата: действие, продажа, звонок. Повысятся требования к эффективности рекламодателя. Гарантия эффекта усиливает ценз рекламодателей. Кроме того, есть предпосылки, что идеология КР и оплаты за результат будет перенесена в традиционные медианосители.

Учебный курс «Интернет как оружие в борьбе за клиентов» 18 октября

Вместе с ростом текстовой контекстной рекламы будет расти спрос на медийную контекстную рекламу. Ее суть в том, что баннеры (графическая реклама или динамические объекты) показываются заинтересованной аудитории, но их цель - не моментальный отклик, а информирование существующих клиентов, рост лояльности, имиджевая реклама. Таким образом будут решаться задачи по формированию спроса, брендингу и информированию потенциальных клиентов. Если же говорить об объеме рынка, то по итогам 2006 года рынок контекстной рекламы вырастет не менее чем на 150%-200%.

Дмитрий Антимонов / CNews