Microsoft+Yahoo: катастрофа или удача?
На днях было подписано соглашение между двумя американскими компаниями, эффект от объединения которых может изменить мировой рынок поиска. Согласно пакту сотрудничества Yahoo и Microsoft на ближайшие 10 лет, новый поисковик Bing и система контекстной рекламы AdCenter получат ощутимую поддержку со стороны Yahoo за счет выхода на аудиторию рекламодателей и пользователей этого портала. Сможет ли новый союз привести к изменению в расстановке сил на рынке поиска в мире и составить серьезную конкуренцию Google? Останется ли Yahoo той же сильной компанией, которая стояла когда-то у истоков доткомов, и займет ли Microsoft свою нишу в онлайне?Поводом к отказу продавать Yahoo Microsoft послужил и тот факт, что топ-менеджмент компании на тот момент времени рассматривал несколько других вариантов продажи, среди которых была возможность слияния с AOL или с Google. Последняя официально назвала предложение Microsoft о покупке «незаконной попыткой захватить контроль над всемирной компьютерной сетью» и предложила финансовую помощь Yahoo в борьбе против захвата контрольного пакета акций компанией из Редмонда. Microsoft же в своем стремлении приобрести Yahoo планировала взять кредит на покупку компании, рассчитывая на скорейшее принятие решения советом директоров Yahoo. Тем не менее, сделка не состоялась – 11 февраля руководство Yahoo отметило, что предложенные Microsoft условия недооценивают компанию относительно аудитории ее сервисов в мире, развития ее рекламных платформ и перспектив роста за счет интеграции сервисов и мобильной рекламы. В письме акционерам совет директоров Yahoo определил цену не менее 40 долл. за акцию (прежнее предложение Microsoft было 31 долл.) и отметил возможный риск отклонения сделки Антимонопольным комитетом США. В ответ на это Microsoft объявила, что попытается продолжить переговоры с акционерами Yahoo.
Так, в течение февраля несколько пенсионных фондов уже подали судебные иски против Yahoo, в которых совет директоров обвинялся в невыполнении обязательств из-за отказа от предложения Microsoft. Другие компании, долями которых владела Yahoo, наоборот, предлагали различные сценарии сохранения независимости после возможной покупки Microsoft. В самой же Yahoo на протяжении всего 2008 года наблюдались постоянные кадровые изменения в составе топ-менеджеров.
Невеста на выданье
В феврале 2008 года стало известно, что News Corporation планирует приобрести 20-25% акций Yahoo, интегрировав портал с MySpace и другими своими проектами. Ожидалось, что входящая в медиаимперию Мердока компания Fox Interactive Media войдет в состав Yahoo. News Corp. вместе с неназванным частным инвестиционным фондом инвестирует около 15 млрд. долл. в новую компанию. 10 марта Руперт Мердок заявил, что его компания не собирается соперничать с Microsoft в этой сделке, правда, позже в апреле циркулировали слухи о возможном союзе этих двух компаний в борьбе за Yahoo, которые были опровергнуты в июле. До этого компания Джерри Янга планировала слияние с AOL. Как отмечалось, после сделки компания AOL (принадлежащая Time Warner) войдет в состав Yahoo, а последняя, в свою очередь, отдаст Time Warner часть своих акций. Сумма сделки оценивалась в 10 млрд долларов. В апреле же появилась информация о встрече руководства Yahoo с представителями компаний Microsoft и Time Warner.
После отказа руководства Yahoo продавать компанию Microsoft инициировала процесс борьбы доверенностей (процесс, в ходе которого обособленная группа акционеров добивается права голосовать своими акциями в пользу отдельного списка директоров - прим.CNews) с целью смещения совета директоров на собрании 13 марта 2008 года. Для этого Microsoft обратилась к юристам Innisfree M&A, стоимость услуг которых по предварительным оценкам составляла 20-30 млн долларов. В свою очередь, в конце февраля появились сообщения о том, что Google собирается приобрести 20% акций Yahoo, чтобы помешать Microsoft. Аналитики расценили этот шаг, как попытку провокации антимонопольных органов США и затягивания времени на осуществление покупки. Самой же Yahoo позже удалось отложить крайний срок назначения кандидатов в совет директоров - согласно заявлению представителей Yahoo, таким сроком являются 10 дней с того момента, когда будет объявлена дата годового собрания акционеров. В ответ на это Microsoft предложила заплатить 44,6 млрд долларов наличными, что увеличило размер общей стоимости сделки, поскольку акции Microsoft упали в цене с февральских событий, а также выступила с обещаниями не переносить штаб-квартиру Yahoo и не спешить с объединением технологических платформ. Yahoo "ответила" принятием нового финансового плана, согласно которому компания планирует удвоить свои доходы в течение следующих трех лет и заработать 8,8 млрд. долларов прибыли в 2010 году. После этого в СМИ появилась информация о планах начала нового раунда переговоров с Microsoft в апреле, а также возможной блокировке сделки китайскими властями.
Альтернативы не будет
В разгаре весенних переговоров о покупке аналитики советовали Microsoft поднять стоимость предложения за акцию с 31 до, как минимум, 34 долларов, на что представители компании отвечали отказом, ссылаясь на то, что они не видят никаких реальных стратегических альтернатив поглощению для Yahoo. По оценкам Attributor, в 2008 году доля MSN на рынке онлайн-рекламы составляла 9,86%, а Yahoo – 11,54%. Google вместе с купленной ею компанией DoubleClick имела 69%.В апреле 2008 года прошли две встречи в рамках прямых переговоров руководителей Microsoft и Yahoo, в ходе которых стороны так и не пришли ни к каким договоренностям. Это послужило причиной появления заявления от исполнительного директора Microsoft Стива Баллмера, в котором он предупредил о возможном пересмотре предложения в сторону понижения, в том числе и из-за снижения стоимости самой компании. «Мы считаем, что сейчас настало время для наших компаний сформировать группы, которые и будут вести переговоры об окончательном соглашении», — писал Баллмер в открытом письме совету директоров Yahoo от 5 апреля. — "Если мы не заключим договоренностей в течение трех недель (до 26 апреля - прим.CNews), Microsoft будет вынуждена обратиться напрямую к акционерам и начать борьбу доверенностей, чтобы выбрать альтернативный состав совета директоров Yahoo".
Баллмера не устраивало и то, что Yahoo специально пытается увеличить расходы Microsoft после поглощения, предложив, например, уволенным в течение 2 лет без уважительной причины из новой компании сотрудникам выходные пособия и медицинские льготы. "По справедливым оценкам, то предложение, которое мы сделали в феврале, сейчас стало еще более щедрым, и мы уверены в том, что большинство акционеров Yahoo согласятся с этим утверждением», — подчеркивал Баллмер. «Если мы будем вынуждены обратиться напрямую к акционерам компании, эти действия окажут негативное влияние на стоимость Yahoo, что может напрямую отразиться в нашем предложении. На мой взгляд, очень важно не допустить такого развития событий". В ответ на это руководители Yahoo в очередной раз заявили, что нынешнее (41 млрд долларов) предложение Microsoft «не соответствует интересам акционеров компании», поскольку не соответствует ее реальной стоимости.
История покупки Yahoo. Шаг за шагом
Месяц | Событие | Результат |
начало февраля 2008 | Предложение Microsoft о покупке за 44,6 млрд долл., половина наличными, половина акциями | Отказ Yahoo - слишком низкая оценка компании, убеждения в перспективах роста, рассмотрение альтернативных вариантов слияния с Google и AOL; появление судебных исков от акционеров Yahoo |
Середина февраля-начало марта 2008 | Слухи о слиянии Yahoo и News Corp | Отказ Мердока от участия в переговорах из-за предложений Microsoft о покупке Yahoo |
февраль-апрель | Слухи о слиянии Yahoo и AOL | Несколько встреч руководства компаний, вялое развитие событий до осени 2008 года |
Начало марта 2008 | Microsoft обращается к юристам для начала процесса борьбы доверенностей | Yahoo переносит дату собрания акционеров |
Конец февраля-начало марта 2008 | Google собирается приобрести 20% акций Yahoo | Затягивание переговоров Microsoft-Yahoo |
Середина марта 2008 | Microsoft увеличивает предложенную сумму за Yahoo | Yahoo отказывается и принимает новый финансовый план, в котором выстраивает оптимистический прогноз развития компании на 2009-2010 г. |
Апрель 2008 | Несколько переговоров Microsoft и Yahoo, ультиматум Баллмера | Yahoo отказывается, гарантирует выходные пособия сотрудникам, которые будут уволены после слияний компаний |
Середина апреля 2008 | Начало сотрудничества Yahoo-Google в сфере поисковой рекламы | Негативная реакция Microsoft, начало рассмотрения сделки Yahoo-Google антимонопольными органами |
Начало мая 2008 | Microsoft предлагает 47,5 млрд долларов за Yahoo; Yahoo отчитывается за 1 квартал | Отказ Yahoo - слишком низкая оценка компании |
Май - июль 2008 | Миллиардер Карл Икан покупает акции Yahoo и выступает против руководства компании | Yahoo опровергает обвинения Икана и пытается с ним договориться |
Начало июня 2008 | Microsoft начинает договариваться о продаже поискового бизнеса Yahoo | Отказ Yahoo от ведения любых переговоров |
Начало июня 2008 | Новая сделка Yahoo и Google в поисковой рекламе | Начало рассмотрения сделки антимонопольными органами |
Лето 2008 | Кадровый и инвестиционный кризис в Yahoo | Компанию покинуло более 100 руководителей отделов, а также 2 крупных акционера |
Июль 2008 | Возобновление переговоров Yahoo и Microsoft, Yahoo готова продаться за 47,5 млрд долл. | Отказ Microsoft |
Август 2008 | Собрание акционеров Yahoo | Акционеры поддерживают назначенный Янгом совет директоров |
Осень 2008 | Кризис в Yahoo: публикация негативного отчета за 2 квартал, падение стоимости акций на уровень 2003 года, расторжение сделки Yahoo-Google, прекращение переговоров с AOL | Из Yahoo уходит Янг и несколько топ-менеджеров |
Январь 2009 | Назначение нового исполнительного директора Yahoo - Кэрол Батц | Возобновление переговоров с Microsoft |
Весна 2009 | Несколько раундов переговоров с Microsoft о продаже поискового бизнеса Yahoo | Баллмер говорит о возможном потенциале сделки с Yahoo |
Июль 2009 | Microsoft и Yahoo подписывают 10-летнее соглашение о сотрудничестве в сфере поиска и рекламы | — |
Следующим шагом в противостоянии Microsoft и Yahoo стало заключение последней соглашения с Google о сотрудничестве в сфере онлайн-рекламы. Согласно ему, Google должна была размещать контекстную рекламу в результатах поисковых запросов пользователей из США на сервисе Yahoo (всего порядка 3% запросов). Реакция Microsoft была незамедлительной - вице-президент и главный юрист Microsoft Брэд Смит сказал, что эта сделка позволит Google контролировать более 90% рынка рекламы в поисковых системах, что сделает рынок в меньшей степени конкурентным. Аналитики отметили, что в свете подобных событий процесс переговоров компаний Баллмера и Янга затянется на длительный срок и вряд ли закончится до конца 2008 года, что сыграет на руку Google в деле укрепления доли на рынке. Параллельно проверку сделки Yahoo-Google начали антимонопольные органы США и Канады, а осенью к ним присоединились Ассоциация рекламодателей США и Всемирная газетная ассоциация.
Публикация позитивной финансовой отчетности за 1 квартал 2009 не послужила основанием для Microsoft радикально повысить предложенную цену – последняя сумма, которую была готова выложить за Yahoo компания Баллмера, составляла 47,5 млрд долларов (33 доллара за акцию), с которой в очередной раз был не согласен топ-менеджмент Yahoo (не менее 37 долл. за акцию).