Разделы

Интернет E-commerce Интернет-реклама Веб-сервисы

Microsoft+Yahoo: катастрофа или удача?

На днях было подписано соглашение между двумя американскими компаниями, эффект от объединения которых может изменить мировой рынок поиска. Согласно пакту сотрудничества Yahoo и Microsoft на ближайшие 10 лет, новый поисковик Bing и система контекстной рекламы AdCenter получат ощутимую поддержку со стороны Yahoo за счет выхода на аудиторию рекламодателей и пользователей этого портала. Сможет ли новый союз привести к изменению в расстановке сил на рынке поиска в мире и составить серьезную конкуренцию Google? Останется ли Yahoo той же сильной компанией, которая стояла когда-то у истоков доткомов, и займет ли Microsoft свою нишу в онлайне?

Поводом к отказу продавать Yahoo Microsoft послужил и тот факт, что топ-менеджмент компании на тот момент времени рассматривал несколько других вариантов продажи, среди которых была возможность слияния с AOL или с Google. Последняя официально назвала предложение Microsoft о покупке «незаконной попыткой захватить контроль над всемирной компьютерной сетью» и предложила финансовую помощь Yahoo в борьбе против захвата контрольного пакета акций компанией из Редмонда. Microsoft же в своем стремлении приобрести Yahoo планировала взять кредит на покупку компании, рассчитывая на скорейшее принятие решения советом директоров Yahoo. Тем не менее, сделка не состоялась – 11 февраля руководство Yahoo отметило, что предложенные Microsoft условия недооценивают компанию относительно аудитории ее сервисов в мире, развития ее рекламных платформ и перспектив роста за счет интеграции сервисов и мобильной рекламы. В письме акционерам совет директоров Yahoo определил цену не менее 40 долл. за акцию (прежнее предложение Microsoft было 31 долл.) и отметил возможный риск отклонения сделки Антимонопольным комитетом США. В ответ на это Microsoft объявила, что попытается продолжить переговоры с акционерами Yahoo.

Так, в течение февраля несколько пенсионных фондов уже подали судебные иски против Yahoo, в которых совет директоров обвинялся в невыполнении обязательств из-за отказа от предложения Microsoft. Другие компании, долями которых владела Yahoo, наоборот, предлагали различные сценарии сохранения независимости после возможной покупки Microsoft. В самой же Yahoo на протяжении всего 2008 года наблюдались постоянные кадровые изменения в составе топ-менеджеров.

Невеста на выданье

В феврале 2008 года стало известно, что News Corporation планирует приобрести 20-25% акций Yahoo, интегрировав портал с MySpace и другими своими проектами. Ожидалось, что входящая в медиаимперию Мердока компания Fox Interactive Media войдет в состав Yahoo. News Corp. вместе с неназванным частным инвестиционным фондом инвестирует около 15 млрд. долл. в новую компанию. 10 марта Руперт Мердок заявил, что его компания не собирается соперничать с Microsoft в этой сделке, правда, позже в апреле циркулировали слухи о возможном союзе этих двух компаний в борьбе за Yahoo, которые были опровергнуты в июле. До этого компания Джерри Янга планировала слияние с AOL. Как отмечалось, после сделки компания AOL (принадлежащая Time Warner) войдет в состав Yahoo, а последняя, в свою очередь, отдаст Time Warner часть своих акций. Сумма сделки оценивалась в 10 млрд долларов. В апреле же появилась информация о встрече руководства Yahoo с представителями компаний Microsoft и Time Warner.

После отказа руководства Yahoo продавать компанию Microsoft инициировала процесс борьбы доверенностей (процесс, в ходе которого обособленная группа акционеров добивается права голосовать своими акциями в пользу отдельного списка директоров - прим.CNews) с целью смещения совета директоров на собрании 13 марта 2008 года. Для этого Microsoft обратилась к юристам Innisfree M&A, стоимость услуг которых по предварительным оценкам составляла 20-30 млн долларов. В свою очередь, в конце февраля появились сообщения о том, что Google собирается приобрести 20% акций Yahoo, чтобы помешать Microsoft. Аналитики расценили этот шаг, как попытку провокации антимонопольных органов США и затягивания времени на осуществление покупки. Самой же Yahoo позже удалось отложить крайний срок назначения кандидатов в совет директоров - согласно заявлению представителей Yahoo, таким сроком являются 10 дней с того момента, когда будет объявлена дата годового собрания акционеров. В ответ на это Microsoft предложила заплатить 44,6 млрд долларов наличными, что увеличило размер общей стоимости сделки, поскольку акции Microsoft упали в цене с февральских событий, а также выступила с обещаниями не переносить штаб-квартиру Yahoo и не спешить с объединением технологических платформ. Yahoo "ответила" принятием нового финансового плана, согласно которому компания планирует удвоить свои доходы в течение следующих трех лет и заработать 8,8 млрд. долларов прибыли в 2010 году. После этого в СМИ появилась информация о планах начала нового раунда переговоров с Microsoft в апреле, а также возможной блокировке сделки китайскими властями.

Альтернативы не будет

В разгаре весенних переговоров о покупке аналитики советовали Microsoft поднять стоимость предложения за акцию с 31 до, как минимум, 34 долларов, на что представители компании отвечали отказом, ссылаясь на то, что они не видят никаких реальных стратегических альтернатив поглощению для Yahoo. По оценкам Attributor, в 2008 году доля MSN на рынке онлайн-рекламы составляла 9,86%, а Yahoo – 11,54%. Google вместе с купленной ею компанией DoubleClick имела 69%.

В апреле 2008 года прошли две встречи в рамках прямых переговоров руководителей Microsoft и Yahoo, в ходе которых стороны так и не пришли ни к каким договоренностям. Это послужило причиной появления заявления от исполнительного директора Microsoft Стива Баллмера, в котором он предупредил о возможном пересмотре предложения в сторону понижения, в том числе и из-за снижения стоимости самой компании. «Мы считаем, что сейчас настало время для наших компаний сформировать группы, которые и будут вести переговоры об окончательном соглашении», — писал Баллмер в открытом письме совету директоров Yahoo от 5 апреля. — "Если мы не заключим договоренностей в течение трех недель (до 26 апреля - прим.CNews), Microsoft будет вынуждена обратиться напрямую к акционерам и начать борьбу доверенностей, чтобы выбрать альтернативный состав совета директоров Yahoo".

Баллмера не устраивало и то, что Yahoo специально пытается увеличить расходы Microsoft после поглощения, предложив, например, уволенным в течение 2 лет без уважительной причины из новой компании сотрудникам выходные пособия и медицинские льготы. "По справедливым оценкам, то предложение, которое мы сделали в феврале, сейчас стало еще более щедрым, и мы уверены в том, что большинство акционеров Yahoo согласятся с этим утверждением», — подчеркивал Баллмер. «Если мы будем вынуждены обратиться напрямую к акционерам компании, эти действия окажут негативное влияние на стоимость Yahoo, что может напрямую отразиться в нашем предложении. На мой взгляд, очень важно не допустить такого развития событий". В ответ на это руководители Yahoo в очередной раз заявили, что нынешнее (41 млрд долларов) предложение Microsoft «не соответствует интересам акционеров компании», поскольку не соответствует ее реальной стоимости.

История покупки Yahoo. Шаг за шагом

МесяцСобытие Результат
начало февраля 2008Предложение Microsoft о покупке за 44,6 млрд долл., половина наличными, половина акциямиОтказ Yahoo - слишком низкая оценка компании, убеждения в перспективах роста, рассмотрение альтернативных вариантов слияния с Google и AOL; появление судебных исков от акционеров Yahoo
Середина февраля-начало марта 2008Слухи о слиянии Yahoo и News CorpОтказ Мердока от участия в переговорах из-за предложений Microsoft о покупке Yahoo
февраль-апрельСлухи о слиянии Yahoo и AOLНесколько встреч руководства компаний, вялое развитие событий до осени 2008 года
Начало марта 2008Microsoft обращается к юристам для начала процесса борьбы доверенностейYahoo переносит дату собрания акционеров
Конец февраля-начало марта 2008Google собирается приобрести 20% акций YahooЗатягивание переговоров Microsoft-Yahoo
Середина марта 2008Microsoft увеличивает предложенную сумму за YahooYahoo отказывается и принимает новый финансовый план, в котором выстраивает оптимистический прогноз развития компании на 2009-2010 г.
Апрель 2008Несколько переговоров Microsoft и Yahoo, ультиматум БаллмераYahoo отказывается, гарантирует выходные пособия сотрудникам, которые будут уволены после слияний компаний
Середина апреля 2008Начало сотрудничества Yahoo-Google в сфере поисковой рекламыНегативная реакция Microsoft, начало рассмотрения сделки Yahoo-Google антимонопольными органами
Начало мая 2008Microsoft предлагает 47,5 млрд долларов за Yahoo; Yahoo отчитывается за 1 кварталОтказ Yahoo - слишком низкая оценка компании
Май - июль 2008Миллиардер Карл Икан покупает акции Yahoo и выступает против руководства компанииYahoo опровергает обвинения Икана и пытается с ним договориться
Начало июня 2008Microsoft начинает договариваться о продаже поискового бизнеса YahooОтказ Yahoo от ведения любых переговоров
Начало июня 2008Новая сделка Yahoo и Google в поисковой рекламеНачало рассмотрения сделки антимонопольными органами
Лето 2008Кадровый и инвестиционный кризис в YahooКомпанию покинуло более 100 руководителей отделов, а также 2 крупных акционера
Июль 2008Возобновление переговоров Yahoo и Microsoft, Yahoo готова продаться за 47,5 млрд долл. Отказ Microsoft
Август 2008Собрание акционеров YahooАкционеры поддерживают назначенный Янгом совет директоров
Осень 2008Кризис в Yahoo: публикация негативного отчета за 2 квартал, падение стоимости акций на уровень 2003 года, расторжение сделки Yahoo-Google, прекращение переговоров с AOLИз Yahoo уходит Янг и несколько топ-менеджеров
Январь 2009Назначение нового исполнительного директора Yahoo - Кэрол БатцВозобновление переговоров с Microsoft
Весна 2009Несколько раундов переговоров с Microsoft о продаже поискового бизнеса YahooБаллмер говорит о возможном потенциале сделки с Yahoo
Июль 2009Microsoft и Yahoo подписывают 10-летнее соглашение о сотрудничестве в сфере поиска и рекламы

Источник: CNews Analytics

Следующим шагом в противостоянии Microsoft и Yahoo стало заключение последней соглашения с Google о сотрудничестве в сфере онлайн-рекламы. Согласно ему, Google должна была размещать контекстную рекламу в результатах поисковых запросов пользователей из США на сервисе Yahoo (всего порядка 3% запросов). Реакция Microsoft была незамедлительной - вице-президент и главный юрист Microsoft Брэд Смит сказал, что эта сделка позволит Google контролировать более 90% рынка рекламы в поисковых системах, что сделает рынок в меньшей степени конкурентным. Аналитики отметили, что в свете подобных событий процесс переговоров компаний Баллмера и Янга затянется на длительный срок и вряд ли закончится до конца 2008 года, что сыграет на руку Google в деле укрепления доли на рынке. Параллельно проверку сделки Yahoo-Google начали антимонопольные органы США и Канады, а осенью к ним присоединились Ассоциация рекламодателей США и Всемирная газетная ассоциация.

Публикация позитивной финансовой отчетности за 1 квартал 2009 не послужила основанием для Microsoft радикально повысить предложенную цену – последняя сумма, которую была готова выложить за Yahoo компания Баллмера, составляла 47,5 млрд долларов (33 доллара за акцию), с которой в очередной раз был не согласен топ-менеджмент Yahoo (не менее 37 долл. за акцию).