Разделы

Интернет E-commerce Интернет-реклама Веб-сервисы

Microsoft+Yahoo: катастрофа или удача?

На днях было подписано соглашение между двумя американскими компаниями, эффект от объединения которых может изменить мировой рынок поиска. Согласно пакту сотрудничества Yahoo и Microsoft на ближайшие 10 лет, новый поисковик Bing и система контекстной рекламы AdCenter получат ощутимую поддержку со стороны Yahoo за счет выхода на аудиторию рекламодателей и пользователей этого портала. Сможет ли новый союз привести к изменению в расстановке сил на рынке поиска в мире и составить серьезную конкуренцию Google? Останется ли Yahoo той же сильной компанией, которая стояла когда-то у истоков доткомов, и займет ли Microsoft свою нишу в онлайне?

До победного конца

После срыва сделки перед Yahoo замаячила новая угроза, на этот раз в лице Карла Икана, миллиардера и инвестора, обратившегося к руководству компании с требованием возобновить переговоры с Microsoft под угрозой смены совета директоров 3 июля. Следом за этим заявлением Microsoft выдвинула новое предложение, на этот раз не предполагающее поглощения компании, а заключающееся в сотрудничестве в сфере рекламы в поисковиках, чтобы усилить свою конкуренцию с Google. Yahoo "ответила" переносом ежегодной встречи акционеров, на которой должны были состоятся выборы в совет директоров, с 3 июля на конец того же месяца, и предложением нового списка директоров на переизбрание. Карл Икан в это время купил 4,3% акций Yahoo и начал высказываться в пользу отставки Джерри Янга с поста исполнительного директора компании, поскольку именно он, по мнению инвестора, был виноват в срыве переговоров с Microsoft. Также он открыто назвал устраивающую его стоимость сделки – 49,5 млрд долларов и выступил против выплат выходных пособий сотрудникам.

В середине июня Yahoo и Microsoft объявили о том, что больше не ведут никаких переговоров о сделке. Сообщалось, что Microsoft предложила 8 млрд. долларов наличными за 16% акций и 1 млрд. долларов за приобретение поискового бизнеса Yahoo. По словам руководителей Yahoo, предложение Microsoft по приобретению поискового бизнеса компании не вписывалось в новую стратегию увеличения доли Yahoo на рынке поисковой и дисплейной рекламы. Одновременно с этим заявлением, Yahoo заключила сделку с Google, согласно условиям которой Yahoo будет показывать часть рекламы Google в своей поисковой системе. На тот момент доля Google в поиске составляла 61,8%, а Yahoo – 20,6%, по данным comScore, и оба показатели росли с начала года.

В самой Yahoo начался кадровый кризис - из компании ушли более 100 руководителей разных уровней, а менеджмент решил предпринять реорганизацию нескольких отделов, отвечающих за электронную почту, поисковый сервис и главный портал. В июне 2008 года появились слухи о возобновлении переговоров Microsoft и Yahoo по поводу полного слияния компаний, которые были подтверждены 7 июля. Обязательным условием, выдвинутым Microsoft и инвестором Иканом, стало избрание нового совета директоров вместе с новым исполнительным директором, на что Yahoo ответило отказом. Чуть позже, 17 июля Джерри Янг и председатель совета директоров Рой Босток опубликовали письмо к акционерам Yahoo, в котором шла речь о готовности продать компанию за 47,5 млрд долларов и о критике действий Карла Икана. Незадолго до собрания акционеров менеджмент Yahoo смог договориться с Иканом и включил его в список кандидатов в совет директоров компании. Одновременно с этим Yahoo лишилась поддержки сразу двух крупных держателей акций: Гордон Кроуфорд из Capital Research and Management и Т. Бун Пиккенс продали свои доли из-за недовольства руководством Yahoo. Тем не менее, августовское собрание акционеров поддержало текущий состав директоров компании, в который в течение августа вошли два менеджера, выдвинутые Иканом.

По оценке Yahoo, за первое полугодие 2008 года компания потратила около 36 млн долларов на консультации финансовых компаний по вопросам борьбы с попытками поглощения Microsoft и подготовки к противостоянию с Карлом Иканом. Помимо этого, с начала года ухудшились финансовые показатели компании – в августе цена за акцию упала ниже психологической отметки в 20 долларов (до 17,75 долл.), поставив антирекорд за 5 лет. Опубликованный отчет за 2 квартал 2008 года также принес негативный настрой инвесторов – у компании резко начала сокращаться прибыль. Осень стала критическим периодом для Yahoo – стоимость акции упала до 12,65 долл., компания запланировала сокращение штата на 10% (1500 человек) и получила минимальные показатели прибыли (54,3 млн долл. или 4 цента за акцию). Была расторгнута рекламная сделка с Google из-за жесткой критики со стороны антимонопольных организаций. Акционеры Yahoo и руководство компании начали делать попытки возобновления переговоров с Time Warner и Microsoft, однако они ни к чему не привели. В ноябре 2008 года из Yahoo ушел Джерри Янг, а также несколько топ-менеджеров. 4 квартал принес компании впервые за 10 лет убытки из-за расходов на выплаты уволенным сотрудникам в размере около 600 млн долларов, а также затраты на закрытие ряда сервисов и подразделений.

13 января 2009 года на пост исполнительного директора Yahoo была назначена Кэрол Батц (до этого работавшая в Autodesk), которая вместе с Роем Бостоком сразу же возобновила переговоры с Microsoft о покупке поискового бизнеса. На этот раз тон переговоров с компанией Баллмера был более позитивным, чем год назад. Уже весной стало известно о том, что с Microsoft ведутся переговоры, которые позволили Баллмеру высказаться о возможной сделке с Yahoo, как имеющей определенный потенциал. Батц отмечала, что чтобы поисковый союз с Microsoft состоялся, софтверная компания должна предложить Yahoo выгодные финансовые условия, доступ к «нужным данным» и мощные технологию. Одной из них стал, вероятно, запущенный Microsoft новый поисковик Bing, который, согласно подписанному 29 июля 2009 года соглашению, Yahoo установит на свой портал. О полной покупке компании речь пока не идет – по мнению Батц у Microsoft пока нет "огромной кучи денег".

Михаил Демидов