Статья

От идеи до бизнес-кейса: какие стартапы нужны МТС

Телеком Интернет Бизнес Мобильная связь Беспроводная связь Инфраструктура
мобильная версия

Телекоммуникационный бизнес не мыслим без инноваций. Пожалуй, это одна из самых технологически зависимых отраслей, для существования которой нужен неиссякаемый поток свежих идей – они ложатся в основу бизнес-кейсов и обеспечивают успешный рост телеком-компании. МТС, ведущий российский оператор связи, делает ставку на молодых изобретателей. Конкурс инновационных проектов «Телеком Идея» прошел в России уже в четвертый раз в рамках корпоративной социальной ответственности МТС. Он собрал перспективные разработки в области ИТ со всей страны.

Сегодня инновации развиваются настолько быстрыми темпами, что бизнес за ним едва поспевает. Держать руку на пульсе, следить за стремительно изменяющимся миром – вот залог выживания современных компаний. Это особенно актуально для тех отраслей, которые нельзя представить вне высоких технологий. Телеком-индустрия – ярчайший тому пример. «Телекоммуникации изначально завязаны на инновациях. Еще несколько лет назад не было тех технологий, которыми пользуются сегодня миллионы людей. Вряд ли можно найти более инновационные компании, чем те, которые работают сегодня в сферах телекома и интернета, как компания МТС», – поясняет Василь Лацанич, вице-президент по маркетингу МТС.

Но где брать яркие новые идеи, которые с успехом могли быть использованы в бизнесе, причем в большом количестве и разнообразии? Компания МТС нашла выход. Вот уже четвертый год подряд оператор проводит конкурс «Телеком Идея» – своеобразный смотр стартап-проектов в области телекоммуникационных технологий.

В поисках талантов

Инновационный потенциал молодых ученых и разработчиков огромен, заявляют в МТС. Если посмотреть на выпускников вузов во всем мире, то становится понятно, что очень большое их число нацелено на развитие в сфере стартапов. «Сегодня речь идет не о том, чтобы делать нечто, что уже реализуется, – большие поляны давно поделены мегакорпорациями, которые научились создавать качественные, дешевые и надежные продукты. Успешен тот, кто предлагает уникальное решение, а придумывать новое могут только молодые люди, – поясняет Василь Лацанич. – И большие корпорации пользуются умом вчерашних студентов, которые пришли со свежими идеями, у которых не замыленный глаз и отсутствуют корпоративные стандарты, зажимающие их креативность, – без них инновации в принципе невозможны».

Василь Лацанич: Успешен тот, кто предлагает уникальное решение, а придумывать новое могут только молодые люди

Организаторы конкурса отмечают его высокую бизнес-значимость для МТС: выявление новых идей, новых тенденций, новых граней применения телеком-технологий в самых разных сферах дает оператору связи мощный толчок для развития новых коммерчески эффективных и при этом социально важных направлений.

В этом году в «Телеком Идее» участвовало более 100 проектов. До финала дошли15 самых ярких и перспективных из них. Это проекты из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Рязани, Владимира, Казани, Чебоксар, Мордовии, Екатеринбурга, Набережных Челнов, Кирова, Тюмени, Черкесска и Киева. Победителей выбирали в несколько этапов. Члены жюри оценивали инновационность идеи и степень ее соответствия актуальным технологическим направлениям. Непоследний критерий – потенциал проекта и возможность запуска в ближайшее время. «Одно из основных условий – реализуемость проекта в рамках МТС. Для нас важно, чтобы новый продукт был связан с мобильными технологиями и услугами. Мы также смотрели на социальную значимость, на то, каким образом предлагаемые идеи изменят общество, в котором мы живем сегодня», – комментирует Оксана Кухарчук, директор корпоративного университета МТС.

С заботой о самом важном

Одно из направлений, которое сегодня активно развивается на базе инновационных технологий, – это медицина. В этом году в конкурсе было представлено большое количество идей на данную тему, в том числе ориентированных на заботу о своем здоровье и отслеживание физического состояние с помощью портативных устройств для домашнего использования. Проект, получивший развитие на стыке телекоммуникационных технологий и здравоохранения, стал победителем в номинации «Инновации в сервисе и контенте». Это проект iHealth из Москвы, его представил Марк Сазонов.

[an error occurred while processing this directive]

iHealth – это устройство размером со спичечный коробок с двумя электродами: один из них крепится к ладони, а другим нужно поочередно касаться определенных точек на теле – их по шесть на каждой руке и ноге. Прибор фиксирует электрическую проводимость тела, передает полученные измерения в облако. На основе этой информации проводится анализ состояния здоровья человека. Зайдя на портал, пользователь получает, в частности, информацию, есть ли у него проблемы на уровне позвоночника и каков его биологический возраст, а в случае если какие-то отклонения обнаружены, то и рекомендации, к какому специалисту ему стоит обратиться. «Для проведения анализа показателей, зафиксированных прибором, используется специальная система, – рассказывает участник проекта Ляля Зинатулина. – Это наша собственная запатентованная разработка, она функционирует с 1991 года и официально разрешена Минздравом. До недавнего времени существовала только локальная версия системы, и вот несколько лет назад мы задумали создать такой продукт, который мог бы использоваться любым человеком в домашних условиях». Прибор iHealth для применения дома, представленный на конкурсе, работает совместно со смартфоном или планшетом, и освоить его может даже ребенок.

Кроме того, лежащая в основе разработки технология позволяет привлекать к сотрудничеству врачей – а значит, давать дополнительные возможности для монетизации сервиса. Пройдя специальное обучение, медицинские работники заявляют о себе на портале, и, если пациент пожелает получить расширенную информацию о своем здоровье, он может выбрать любого зарегистрированного врача, который в индивидуальном порядке проконсультирует пациента на основе тех измерений, которые получены с помощью прибора iHealth.

Выбирая победителей, жюри оценивало инновационность идеи, ее технологическую актуальность, социальную значимость и потенциал реализации в рамках МТС

Презентация данного устройства в качестве продукта, полностью готового для выхода на рынок, намечена на ближайшее время. Разработчики надеются привлечь инвесторов для серийного производства прибора.

Инновационная безопасность

Идеи, вынесенные на суд строгого жюри конкурса «Телеком Идея», были разными с точки зрения не только сферы применения, но и степени реализации. Кроме готовых, уже внедряемых решений, были и проекты, нуждающиеся в финансировании для создания прототипа. Примером может служить проект «SIM для повышения безопасности онлайн-платежей» из Дубны, победивший в номинации «Инновационные технические решения для систем связи». Он представляет технологию обработки отпечатков пальцев, которая, будучи применимой в механизме идентификации пользователей при входе на какой-либо интернет-сервис, позволяет обеспечить высокий уровень защиты от действий злоумышленников.

Сами по себе биометрические технологии защиты занимают ученых еще с 90-х годов прошлого века, но некоторые проблемы применимости существенно тормозят их широкое распространение. Так, данные отпечатков пальцев человека всегда одни и те же, использование их сродни ситуации, когда человек всегда использует один и тот же пароль для доступа ко всем интернет-ресурсам, на которых зарегистрирован. Но, в отличие от пароля, биометрические данные нельзя изменить, и если уж они украдены преступником, то пользователь получит целый ворох проблем.