Правит ли электронное правительство в регионах
Содержание:
|
В 2002 году Правительство Российской Федерации приступило к реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (20022010 гг.)», направленной на развитие
Реализация Программы позволит обеспечить взаимодействие органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами в таких сферах, как: налогообложение, оформление таможенной документации, регистрация и ликвидация юридических лиц, выдача лицензий и сертификатов, подготовка и представление отчетной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и рынке ценных бумаг. Еще одним важным результатом станет комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Всего в Программе предусматривается реализация мероприятий по девяти основным направлениям. Одно из направлений обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов.
Основными задачами этого направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, обеспечение оперативного информационного взаимодействия граждан и органов государственной власти, а также формирование механизма общественного контроля их деятельности.
Другое направление реализации Программы совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ ставит задачу развития систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов; повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения опыта, накопленного в
В любой современной стране, независимо от особенностей ее государственного устройства и уровня экономического развития, государство основной поставщик услуг населению, организациям и всем ветвям власти. Государственные учреждения являются источниками нормативных актов, лицензируют многие виды деятельности, обеспечивают социальную защиту населения и выполняют множество других
Таким образом, для государственных органов существует необходимость постоянного взаимодействия с чрезвычайно обширной аудиторией, и, как следствие, органы государственной власти нуждаются в совершенствовании системы взаимодействия. На сегодняшний день признано, что один из самых эффективных способов как для организации работы государственных органов, так и для обеспечения их взаимодействия с гражданами и организациями это создание информационного портала. Это один из главных принципов, лежащих в основе концепции «электронного правительства». Термин «электронное правительство» означает, что государственное управление строится на высоком уровне применения ИКТ, которые позволяют оптимизировать работу самых разных органов управления.
Уже на первом этапе реализации программы «Электронная Россия» в рамках направления «Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ» предусмотрен ряд практических мероприятий по созданию
|
В ходе конкурса
Каждому из 89 субъектов Российской Федерации предоставляются равные права участия в конкурсе «Лучший регион в сфере ИКТ». Все регионы могут участвовать в конкурсе по одной, нескольким или всем номинациям. Должностные лица администрации субъекта направляют сведения о регионе, необходимые для работы экспертных советов. Используются также и другие источники информации об уровне развития ИКТ в регионах.
В рамках подготовки к проведению конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ» специалисты РБК проанализировали уровень присутствия в Интернете правительств субъектов Российской Федерации, в результате чего были оценены достижения регионов на пути к «электронному правительству». Анализ
|
Методика анализа «Уровень присутствия в Интернете правительств субъектов РФ» Уровень присутствия правительств субъектов РФ в Интернете определяется в результате оценки их При проведении анализа оценивался либо одиночный сайт (в том случае, если вся информация представлена непосредственно материалами сайта), либо группа сайтов, входящих в состав правительственного портала (в том случае, если гиперссылками обеспечивается переход с официального сайта на прочие ресурсы). Официальный Требования к порталу в отношении информационной наполненности подразумевают определенные требования к контенту и составу информативных разделов на сайте. В качестве характеристик сайта оценивались возможности использования различных сервисов сайта, его удобство для пользователя. Необходимым с точки зрения информационной наполненности для Основными характеристиками сайта, которые оценивались при проведении анализа, являются: структура сайта, удобство навигации, графический стиль и визуальная концепция, возможности поиска на сайте и т.д. Балльная оценка информационной наполненности портала и присущих ему характеристик осуществлялась по двум принципам: 1) отмечалось наличие/отсутствие Пример балльной оценки по «наличию/отсутствию». Правительству субъекта Федерации присуждается 1 балл при наличии англоязычной версии сайта и 0 баллов при отсутствии таковой. Пример балльной оценки по «уровню». Уровень может быть оценен как «высокий», «средний» и «низкий», соответственно, субъекту Федерации присваивается 3 балла, 2 или 1. Скажем, удобная, хорошо продуманная навигация оценивается в 3 балла, примитивная в 1 балл, а сайты, на которых не предусмотрены отдельные средства навигации, в 2 балла. В целом |
Наличие у субъекта Федерации официального
В результате оценки правительственных Интернет-порталы, В список регионов, развитие концепции Электронного правительства в которых пока находиться на начальной стадии, попали следующие субъекты РФ (менее 20 баллов из 54 возможных): Тверская и Брянская области, республики Удмуртия, Марий Эл, Тыва, Северная Осетия, Дагестан, |
Рассмотрим основные функциональные требования, предъявляемые к
На этапе становления «электронного правительства» основной задачей
Справочный раздел портала, представляющего органы власти, объединяет:
- набор документов, определяющих деятельность органов управления (положение, устав, регламент работы и т.п.);
- контактную информацию, включая расположение, время работы, телефоны, адреса электронной почты, список ответственных сотрудников с указанием приемных часов, правила составления или заполнения различных заявлений и форм;
- подробную информацию по целевым мероприятиям;
- полнотекстовую базу данных материалов по тематике органов управления.
Информационно-новостной
- сообщения по профильной тематике информационных агентств, отдельные материалы СМИ либо уместные ссылки на официальные источники информации;
- официальные сообщения и
пресс-релизы непосредственно органов управления; - аннотации выступлений руководителей органов управления;
- статьи и интервью сотрудников органов управления;
- базу нормативных документов и мониторинг законодательства;
- статистические данные по региону;
- аналитические материалы, публикуемые учреждениями в соответствии с их функциями;
- подборки ответов на наиболее часто приходящие на
веб-узел вопросы.
Отметим, что создание
Следующий за «становлением» этап развития «электронного правительства» предполагает превращение информационного Веб-узлы
В России на текущий момент осуществляется переход от этапа «становления» к «взаимодействию». Используются в основном наиболее простые формы интерактивного взаимодействия аудитории с
В дальнейшем функция взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти должна быть обеспечена набором сервисов, позволяющих запрашивать и получать через Интернет (полностью или частично) необходимые справки или разрешения. Кроме того,
Одним из необходимых проявлений взаимодействия аудитории и «электронного правительства» является проведение органами государственной власти мероприятий для граждан и организаций. Специальный блок («торговая площадка»)
Непременным атрибутом современного
Кроме того, для расширения аудитории
В отношении графического стиля и визуальной концепции портала основным требованием является отражение его назначения и принадлежности.
|
Сравним теперь реальную ситуацию, сложившуюся в российских регионах, с рассмотренными выше современными стандартами
К типичной для официальных сайтов можно отнести также информацию о структуре органов власти субъекта, в которую входят (максимально):
- исполнительная власть президент/губернатор, его администрация, правительство субъекта и представительства федеральных органов власти в субъекте;
- органы местного самоуправления (городов и районов субъекта);
- законодательная власть госсовет/дума/законодательное собрание;
- судебная власть.
Такая развернутая структура власти представлена на официальных сайтах крайне редко, в основном порталы ограничиваются исполнительной властью. Главе субъекта (губернатору/президенту) на портале посвящены, как правило, отдельный сайт либо раздел. Даже из десятки лучших
Информация о правительстве субъекта на большинстве порталов представлена списками министерств, комитетов и департаментов с телефонами и руководителями. Существенно реже на сайтах встречаются отдельные страницы с более подробной информацией о департаменте (структура, положение о департаменте, его функции), и совсем редко отдельный содержательный раздел, как, например, у Чувашской республики, где деятельность каждого органа управления освещается всесторонне и очень тщательно, причем информация оперативно обновляется.
Оперативная информация новости, планы мероприятий, намеченных органами управления, календарь событий региона достаточно распространенный для официальных порталов ресурс. Однако новости, как правило, не являются тематически связанными, т.е. сортируются либо по дате, либо по источнику информации. Самое основательное тематическое деление новостной информации предложено на сайте Кировской области.
Из |
Актуальная аналитическая информация, а также публикации и интервью на темы экономики, финансов, социальной политики, внешних связей и т.п. зачастую заменяются статьями региональных комитетов по статистике (из сборников
Хотелось бы отметить также, что доступ к массивам данных, таким как статистика или база
Законодательная база субъекта Федерации, безусловно, относится к информации, которая обязательно должна присутствовать на его официальном портале. Причем необходимо, чтобы публиковались полные тексты принятых в регионе
Желательно также, чтобы на сайтах присутствовало деление
Заметим, что, помимо статистической и законодательной, спектр справочной информации, имеющейся на порталах, весьма скуден. В большинстве случаев местные базы данных представлены телефонным справочником и БД по предприятиям и организациям региона. Ведомственных баз данных правительственным порталам явно не достает. Из справочной информации общего характера встречаются расписания транспорта, справочники персоналий «кто есть кто», телефонные коды и почтовые индексы городов и районов региона, списки полезных
Среди наиболее распространенных на |
Количество сайтов, имеющих базы данных
Отметим положительную тенденцию, связанную с предоставлением органами власти подробной информации по инвестиционным предложениям, проектам, реализуемым в регионе. Поскольку при создании портала наряду с общими целями каждый орган управления преследует вполне конкретные, то закономерно, что для администрации субъекта Федерации наиболее важным может быть донести до потенциальных партнеров промышленности региона его возможности, способствуя этим повышению инвестиционной привлекательности экономики региона.
Среди региональных порталов акцент на инвестициях в свой регион делают, например, Псковская и Нижегородская области. В частности, сайт Псковской области содержит как информацию о проектах, связанных с конкретными предприятиями (характеристику предприятия, ТЭО и смету проекта), так и описание инвестиционной инфраструктуры региона (финансовой, транспортной), таможенного климата, правового обеспечения инвестиций, а также рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий.
Информация, представленная на официальном
Информацию, представленную на Проведенный анализ показал, что среди указанных сфер больше информации на порталах содержится по финансам (бюджет, налоговая политика, инвестиции). Экономическая сфера по объему информации ненамного отстает от финансовой (к ней отнесены промышленность, сельское хозяйство, торговля, предпринимательство, ТЭК и пр.). Наименьший объем информации правительственных сайтов приходится на внешние связи регионов. Процентный показатель объема информации по каждой сфере деятельности получен в результате оценки представленности на порталах следующих видов данных: новости, справочная информация, аналитика и актуальные публикации, |
Функция взаимодействия органов управления и пользователей реализована на сайтах субъектов существенно слабее, чем
Однако всем субъектам Федерации доступны возможности по организации на
Надо заметить, что возможность задать вопрос органам управления организована на многих правительственных порталах. К сожалению, на этих порталах, как правило, не присутствуют архивы предыдущих запросов и полученных на них ответов, т.е. ничего, кроме пустого окна, в которое можно вписать свой вопрос. Как в таком случае пользователи могут узнать о результативности этой функции? Тем более что вопросы наверняка могут повторяться, т.е. обе стороны напрасно теряют время, повторно спрашивая и повторно отвечая.
На вопросы своих жителей отвечает руководство таких регионов, как Республика Чувашия, Кемеровская область (примечательно, что отвечают представители тех органов власти, в чьем ведении находится заданный вопрос), а также губернатор Мурманской области. На правительственном портале Пермской области проводятся
Что касается проведения диспутов на сайте, то хотелось бы отметить
Проведение тендеров на поставки товаров и услуг для государственных нужд с использованием правительственных
При проведения анализа обнаружились недостатки, связанные не только с содержанием сайтов, их информационной наполненностью, но также с техническим и визуальным решением
Из всех участников конкурса максимальную оценку удобства навигации получили всего около десятка регионов. Среди них отметим Республику Алтай и Алтайский край, а также Орловскую и Липецкую области.
К сожалению, далеко не всегда имеются карты сервера/сайта.
Сервис поиска присутствует на сайтах только Еще меньшее число региональных правительств организовало на своем |
При оценке структуры сайтов низкие баллы в основном присуждались участникам за недостаточное количество иерархических уровней либо несоответствие названий разделов их содержимому. Однако проблемы со структурой встречаются и у таких развитых порталов, как, например, сайт Чувашской республики. При всей своей информативности структура портала Чувашии является не полностью прозрачной и удобной для пользователя.
И, наконец, несколько слов об оформлении порталов. Как уже говорилось, основной критерий оценки отражение в графическом стиле сайта его назначения и принадлежности. Соответственно, при оценке внимание обращалось не столько на художественную, изобразительную ценность страниц сайта, а также анимацию и видео, сколько на однородность дизайна на всем
|
Работа в этом направлении уже ведется, по итогам творческого конкурса, проведенного Минэкономразвития летом 2002 г., Министерство с участием победивших регионов приступило к реализации типовых проектов, в частности:
- по порталу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- по системе закупок для органов власти на региональном и муниципальном уровне.
Всего на конкурс поступила 191 заявка. Победившие в конкурсе заявки будут использованы для реализации проектов ФЦП «Электронная Россия», предусмотрено финансирование выигравших проектов. Одним из победителей конкурса стала Чувашская Республика, которую выбрали для реализации проекта "Создание, развитие и совершенствование в сети Интернет специализированной информационной системы «Правительственный портал».
Работы по созданию типового портала, различные технические и технологические аспекты реализации программы «Электронная Россия» не решают другую важную проблему, возникающую при создании «электронного правительства». Проблема заключается в неподготовленности сотрудников органов управления к работе, построенной на новых принципах взаимодействия с гражданами и организациями, т.е. получателями услуг правительства. Работа, основанная на технологиях «электронного правительства», требует от чиновников постоянной информационной поддержки
Компания «РосБизнесКонсалтинг» имеет в своем составе Департамент консалтинга, который специализируется на проведении инициативных и заказных исследований по отдельным рынкам и продуктам.
Специалисты Департамента консалтинга имеют опыт выполнения широкого спектра исследовательских работ: корпоративных исследований, мониторинга рынка по определенному продукту или услуге, исследований, связанных с использованием информационных технологий. За прошедшие годы в Департаменте сформировалась сплоченная команда высококвалифицированных специалистов: маркетологов, консультантов, инвестиционных и финансовых аналитиков.
Услугами Департамента воспользовались множество клиентов, среди которых Росбанк, Минатом РФ, Радио Свобода, Sumitomo Corporation, клиника «Новый взгляд»,
Если Вы заинтересованы в наших услугах, обращайтесь к Дарье Глобус по телефону 3631114, или по