Разделы

Интернет Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

РОЦИТ: Практика построения B2B площадок

Таково название семинара, который прошел в 26 июля 2001 года в Москве в конференц-зале Регионального (Российского) Общественного Центра Информационных Технологий (РОЦИТ). На более понятном языке название семинара звучит, как «Практика разработки и внедрения информационных технологий с использованием сети интернет, предназначенных для автоматизации взаимоотношений предприятия с другими предприятиями». Организаторы семинара – профессионалы. Их идея, представить зрителям успешные и профессиональные компании, дать возможность с ними пообщаться, была идеальной.

В первой части семинара, с краткими докладами выступили разработчики B2B площадок: Faktura.ru (ЦФТ), Exteria, eTopsConsulting, Unitspace. Доклады были короткими, насыщенными, но малопонятными обычному предпринимателю или инвестору. Даже присутствующим обозревателям электронного бизнеса было сложно воспринимать ту терминологическую эквилибристику, которая использовалась выступающими. Восприятие выступлений осложнялось тем, что каждый последующий доклад по смыслу лишь повторял предыдущий. Большая часть выступлений, к сожалению слушателей, напоминала рекламу с некоторыми техническими подробностями реализации проектов. Основной тезис выступавших сводился к четкому осознанию: «мы сделали, а они (заказчики) теперь могут…», что очень похоже на некоторое дистанцирование поставщика интернет-решения от реальных результатов собственной работы.

К сожалению фактов, пусть даже не совсем фактов, хотя бы одной “success story”, услышать не удалось. Мне кажется, что тем, кто сейчас принимает решение о внедрении на своем предприятии системы B2B очень важен любой опыт, пусть даже негативный, но опыт. Ведь, если не будет реального обмена накопленными знаниями, реальных результатов, реального опыта – не будет прогресса. А может быть IT-компании, находящиеся на гребне волны технического прогресса, летящие вперед со скоростью чайного клиппера, не могут остановиться, что бы подумать о результатах и рассказать о реальных результатах?

Вторая половина мероприятия проходила в форме конференции, в которой приняли участие представители V6, eTopsConsulting, Lesprom.ru, Business2business.ru, «Зерно Он-Лайн».

Практически по любому из вопросов возникала дискуссия, которая со второй-третьей фразы превращалась в обсуждение новомодной терминологии. Но как известно с древних времен все споры мудрецов кончаются спором о смысле слов. Отсутствие соответствия между терминами IT и реальными понятиями бизнеса привело в результате к общему взаимонепониманию между участниками. Красноречивым примером может служить дискуссия, чем отличается MarketPlace от Электронной Биржи, которая возникла в ходе обсуждаения вопроса о гарантиях и безопасности сделок на B2B площадках.

А на вопрос от инвестиционной компании «НИКОЙЛ», который был задан в самом начале конференции, ответили лишь в конце всего мероприятия. Можно допустить, что в зале было очень душно и это плохо влияло на всех кто там находился. Но может быть уже пора IT специалистам быть внимательнее к реальным нуждам клиентов или термин «игроки рынка IT» действительно означает то, что на рынке высоких технологий только играют, пусть и на деньги, а не занимаются реальным делом?

Предупреждая возражения и несогласие, можно сказать, что только усилиями IT компаний не изменить подход к информационным технологиям руководителя предприятия, внедряющего у себя B2B площадку, скорее по велению моды, чем на основании точного расчета. Если руководитель, не знает структуры и значений издержек своего предприятия, то рассчитать эффективность использования B2B площадки не представляется возможным. Может быть стоит внедрять информационные технологии после того, как будут получены хотя бы исходные данные о состоянии предприятия, не говоря уже о прогнозе результатов и всякого рода последствий.

Как бы пессимистично не выглядела ситуация на рынке B2B площадок, количество присутствовавших на семинаре слушателей, их заинтересованность данной темой очень радует. Так или иначе, информационные технологии и интернет, уже в ближайшем будущем станут основой инфраструктуры каждого успешного предприятия. Вопрос лишь в том, как быстро экономика «старого образца» поймет, что внедрение информационных технологий должно быть обусловлено предварительной подготовкой предприятия к необходимым нововведениям.


Автор статьи Сергей Иванов, консультант по маркетингу проекта www.business2business.ru (2000). Проект занимается пропагандой технологий B2B на российском рынке и оказывает информационные и консультационные услуги B2B площадкам, поставщикам решений и их клиентам. На сайте проекта размещен самый подробный каталог B2B решений и разработчиков.