Разделы

Интернет Наука Бизнес Техника Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Веб-сервисы

Рынок систем хранения данных ожидает переворот

До недавнего времени системы хранения данных в основном подсоединялись к серверу фирмы. На это всегда ориентировались крупные производители - ЕМС, Hitachi Data Systems, IBM и др. Теперь клиенты все чаще склонны подсоединять их непосредственно к сети. В 2001 г. такие системы хранения данных уже занимали одну треть на мировом рынке. По прогнозам экспертов, к 2006 г. продажи такой аппаратуры, подсоединяемой к сети, значительно увеличатся и составят порядка двух третей объема рынка при тех же суммах продаж. Подобная тенденция открывает хорошие перспективы перед теми небольшими производителями, которые вовремя сориентировались на рынке. Одна из таких компаний - Network Appliance, производящая устройства для хранения данных. Предполагается, что именно она скоро потеснит гигантов индустрии за счет низких цен и непритязательности в обслуживании. Так, по крайней мере, уверяет ее владелец Даниэль Варменховен. Здесь цифры говорят сами за себя: по сведениям Merill Lynch, такие компании, как EMC, в последнее время несут серьезные потери, их продажи в денежном выражении снизились почти в 20 раз.

Смена ориентации

Когда-то, в самый разгар технобума девяностых, Даниэль Варменховен пришел к потенциальному клиенту, чтобы предложить свою продукцию, и услышал от него следующее: «Довольно! Я не хочу ничего слушать. Меня не завлечь дешевым трюком с низкими ценами». Да, были еще те времена. Сегодня, когда предпринимателям вновь приходится экономить и считать каждый цент, для этой и других подобных компаний начались теплые деньки. Теперь тот бизнесмен, что некогда чуть ли не выставил владельца Network Appliance за дверь, стал, как в доброй сказке, его крупным клиентом. Здесь цифры говорят сами за себя. Если прежде NetApp, продавая недорогие устройства для хранения данных, зарабатывала $80 млн., то в прошлом году ее доход составил уже $900 млн. Здесь главным было вовремя уловить тенденции в развитии рынка.

Если раньше большинство систем хранения данных подсоединялись к серверу фирмы, на что всегда ориентировалась ЕМС, то теперь клиенты все чаще склонны подсоединять это оборудование к сети. В 2001 г. такая форма хранения информации занимала одну треть на мировом рынке, оцениваемом в $24 млрд. Компания Gartner предсказывает ежегодный рост продаж в 17%. Согласно прогнозам экспертов, к 2006 г. продажи систем, подсоединяемых к сети, вырастут до 65% от общего объема рынка при тех же суммах продаж. К этому времени амбициозная NetApp намеревается отобрать огромный кусок общего пирога у таких гигантов отрасли, как EMC, Hitachi Data Systems и IBM. А голубая мечта дерзкого предпринимателя – загнать EMC обратно в «тот медвежий угол, из которого она выползла».

Техобслуживание как козырь

Несмотря на то, что сегодня уровень продаж у крупных компаний, производящих системы хранения данных, все еще намного больше, чем у таких, как NetApp, он неуклонно снижается. Так, за год с небольшим EMC потеряла $499 млн. В течение двух лет компания уволила около 7000 служащих, а сокращение производственных мощностей составило 30%. И чтобы как-то удержаться на плаву, этому гиганту пришлось снизить прибыльность с 60% до 40%. Например, Weiser Lock, с оборотом в $100 млн., отключила в июле 2001 года две системы EMC Symmetrix и заменила их на машины, как нетрудно догадаться, фирмы NetApp. Причина столь решительных действий заключалась даже не в цене приобретения аппаратов, а в стоимости поддержания их в рабочем состоянии, то есть в затратах на техническое обслуживание. «EMC снимала с нас $80000 ежегодно за техническую поддержку. NetApp попросила только $30000 за три года», - пожаловался Том Мендельбойм, сетевой менеджер компании Weiser Lock.

Два года назад небольшим компаниям, предлагающим подсоединяемые к сети устройства для хранения информации, основную прибыль приносили дот-комы. Фирмы из других областей довольно слабо интересовались проблемой хранения информации. Но теперь 60% продаж составляют клиенты из финансовой отрасли, федеральное управление, телекоммуникационные компании, энергетики и производственники, включая Citigroup, ExxonMobil, Ford, General Electric, General Motors и Merrill Lynch. «К нам обращаются те потребители, которые раньше не считали необходимостью даже с нами разговаривать, - не скрывает своей радости глава NetApp, пятидесятиоднолетний предприниматель, бывший инженер-электронщик, начинавший свою карьеру в IBM. - Все нефтяные корпорации, все финансовые структуры, все клиенты ЕМС теперь используют также и наши машины».

«Сложить кубики»

Основой для успеха стал подход к бизнесу. EMC известна потребителям как крупный производитель дорогого оборудования для хранения информации, цена на которое достигает $1 миллиона. Нетапповские и аналогичные им «файлеры» подобных производителей стоят где-то $15000. Потребители могут приобрести сначала несколько блоков, а затем по мере надобности докупить еще оборудование и получить такую мощность, которая требуется для работы. Но возможности этих блоков вызывают скепсис у некоторых экспертов. Есть опасения, что они не могут хранить большие объемы информации, так как слишком просты в обращении и не требуют серьезной подготовки для обращения с ними. Их даже сравнивают с детскими кубиками, однако со временем число подобных оценок становится все меньше.

Предлагаемый набор технических характеристик нисколько не смущает самих потребителей, и это главное. К примеру, Broadcom, производитель чипов с оборотом в $1 млрд., не стесняется использовать только двух внештатных сотрудников, которые без труда управляются со 120-терабайтными блоками-хранилищами (1 терабайт = 1024 гигабайт). А почему нет? Ведь «стоимость этого оборудования поразительно низкая», как признается Кенет Веннер, главный менеджер по информации в Broadcom.

Еще раньше Deutche Telekom начала использовать такие файлеры и «складывать кубики». В результате была построена крупнейшая система потокового видео (streaming video system), по которой фильмы доставляются более чем 45000 домовладельцев. При этом система хранит 20 терабайт информации. Интернет-компания Yahoo использует эти «кубики» хранения более чем петабайта (1024 терабайт) информации, которую генерируют 150 млн. пользователей электронных ящиков. Даже Oracle не «брезгует» этой системой - компания управляет 300 терабайт информации и предлагает нетапповские «файлеры» своим потребителям, которые приобретают ее новую дистрибьюторскую базу данных. Таким образом, порядка 26% продаж у NetApp приходится теперь на приложения к базам данных (для сравнения, в 2001 г. было всего 16%). Авиакомпания Southwest Airlines использует эти «файлеры» для управления почти каждым аспектом своего бизнеса, включая систему слежения за самолетами, находящимися в небе.

Все эти нетапповские «детские кубики», как о них в частности отозвались менеджеры ЕМС, представляют собой тривиальные интелловские серверы, работающие на специальном программном обеспечении, которое позволяет им хранить информацию и производить ее обмен. «Мозги» этой аппаратуры состоят из единственной микросхемы (circuit board), которую обрабатывает фирменная нетапповская операционная система Data OnTap вместо привычного Windows.

Традиционные системы-хранилища информации работают по достаточно сложной схеме. Они включают в работу дисковые драйверы, используя специальные контроллеры, чтобы довести обмен данными до приемлемо высокой скорости. Они обрабатывают информацию на «блоковом» уровне, что дает преимущество в их работе. В то же время, машины NetApp имеют дело с данными на «файловом» уровне, что приводит порой к их повреждению. Из-за этого Microsoft не собирался до недавнего времени сертифицировать аппаратуру NetApp как платформу для своей СУБД SQL Server и системы Exchange e-mail. Но в настоящее время NetApp разработала конструкцию, позволяющую ее аппаратуре также работать на блоковом уровне.

Однако эти «файлеры» уступают приборам ЕМС в скорости работы, что объясняется их подключением к ординарной сети Ethernet, которая соединяет «персоналки» и серверы по схеме, известной под названием “network attached storage” (NAS). В то же время, крупные игроки этого рынка используют более быструю схему “storage area network” (SAN), по которой каждый блок-хранилище подсоединен к собственному высокопроизводительному штекеру Fibre Channel, передающему данные со скоростью 2 гигабайта в секунду.

Однако недостаток нетапповской и подобной ей аппаратуры оказывается не столь уж существенным, если учитывать, что в новых весиях Ethernet информация может передаваться со скоростью от 1 до 10 гигабайт в секунду. Ну а новая аппаратура NetApp способна обрабатывать данные по схеме SAN с той же скоростью, что и ЕМС, только в три раза дешевле. Тем не менее, менеджеры крупных игроков не верят в возможность угрозы со стороны NetApp и подобных сравнительно небольших компаний, полагая, что у той нет ни опыта, ни ресурсов для создания полноценной SAN-схемы обслуживания потребителей. EMC, например, делает ставку на ПО, развивая программы для управления всем хранящим информацию оборудованием потребителя, даже аппаратами от таких конкурентов, как Hitachi, HP, IBM и в том числе NetApp. Но сейчас, видимо, потребители заинтересованы не столько в хранении информации, сколько в экономии денег, и потому их пути вряд ли ведут в офис крупных производителей, таких, как EMC.

Источник: материалы FORBES и собственная иформация CNews.ru

Игорь Тишкин / CNews.ru