Разделы

Интернет Интернет-доступ Интернет-реклама Веб-сервисы Хостинг и домены

Госполитика стала капканом для байнета

Неизбежная интеграция белорусского интернета, основанного на частной инициативе, в плановую экономику советского образца, породила массу проблем для всех, кто вовлечен в этот процесс. Неповоротливая государственная система оказалась самым настоящим капканом для желающих заняться интернет-бизнесом.

По данным аналитического агентства SATIO, интернет-аудитория Беларуси ежемесячно растет на 3,5%. Около 3 млн жителей страны имеют доступ в сеть. 21% взрослых жителей республики назвали интернет одним из наиболее предпочтительных источников информации. Количество белорусских сайтов в интернете в 2007 году выросло на пять тысяч по сравнению с 2006 годом и достигло 25 тыс. Количество порталов достигло 234 (в минувшем году — 82), досок объявлений — 230 (201), студий веб-дизайна — 549 (542), сайтов печатных СМИ — 260 (239). В текущем году значительно возросло число интернет-магазинов — с 1870 в прошлом году до 3049 в настоящее время. По прогнозам, к 2010 году реклама в белорусском интернете составит до 5% всего оборота рекламной индустрии страны.

Цена вопроса

Судя по цифрам, "врастание" интернета в белорусскую экономику набирает темпы. В стране появились сотни интернет-магазинов, в которых можно купить что угодно. А число порталов, по словам специалистов, просто "зашкаливает". Множество сайтов уже причислили себя к этой, более весомой и солидной категории. Не лицензируется более услуга хостинга. Есть и другие достижения. В процентном соотношении в маленькой Беларуси пользователей интернета больше, чем в России. Следовательно, проникновение сети глубже. Правда, когда дело доходит до реальных цифр, ситуация кажется уже не столь впечатляющей.


Ведущий белорусский портал tut.by, например, вынужден был разместить бесплатный почтовый сервер в Москве, потому что трафик там дешевле

На деле интернет в Беларуси значительно дороже, чем на Западе и в крупных российских городах. Белорусский дата-центр, который, действительно впечатляет своими возможностями, тоже требует за услуги баснословных денег. Ведущий белорусский портал tut.by, например, вынужден был разместить бесплатный почтовый сервер в Москве, потому что трафик там дешевле, чем в Беларуси, причем, не в два или три раза, а в сто.

Дороговизна порождает и проблемы для самих провайдеров. Очевидно, что если доступ в интернет будет дешевле, некоторые первоначальные убытки нетрудно будет компенсировать. И рынок при этом наверняка удастся оживить.

Те, кто бывал в США десятилетие назад, утверждают, что даже тогда доступ в сеть в США был несравнимо дешевле, чем сегодня в Беларуси. По информации, опубликованной исследовательским центром The Information Technology and Innovation Foundation, в Беларуси самый дорогой широкополосный доступ в сеть среди большинства соседних государств. Безлимитное месячное использование ADSL на скорости 1 Мбит/с в Литве стоит 18 долларов, в Польше – 20, в Латвии – 21, в Москве – 33, а в Беларуси – 986.

Торговля с "витрины"

Развитие интернет-торговли в Беларуси идет медленно. Магазины пока представляют собой одни лишь витрины, откуда можно осуществить только заказ. Оплата и доставка могут осуществляться только обычными путями – через телефонные звонки и встречи.

Немало вопросов вызывало и официальное лицензирование интернет-магазинов. В принципе, цель у этой процедуры была вполне благородной – упорядочение интернет-торговли. Вдобавок, чиновники посчитали, что лицензирование должно помочь государству в сборе налоговых и таможенных платежей и повысить ответственность владельцев магазинов. Но сопровождалось лицензирование довольно серьезными требованиями – обязательной покупкой доменного имени в зоне by дорогого белорусского хостинга.

Вдобавок, невзирая ни на что, "пиратских" магазинов все равно очень много, по крайней мере, если судить по интернет-каталогам. Так имело ли смысл лицензирование?

Здесь могла быть ваша реклама…

Сложная ситуация сегодня сложилась и с интернет-рекламой. Каждый год этот рынок в Беларуси удваивается. По информации порталов tut.by, open.by и kosht.com, в 2005 году он составлял 0,75 млн долл. В прошлом году рынок достиг отметки в 1,5 млн долл. В этом году он вполне может дотянуть до 3 млн долл., а в следующем прибавиться на 85-100%.

Российский рынок растет значительно медленнее, а американский – всего на 19% в год. Но в абсолютных цифрах хуже всего именно ситуация в Беларуси. В прошлом году российские компании заработали на рекламе сотни миллионов долларов. Успехи белорусов на этом фоне выглядят более чем скромными – около 3 млн долл.