"Казахтелеком": Телеком Казахстана ждет LTE
Телеком-отрасль Казахстана развивается в русле современных глобальных трендов, подстраиваясь под потребности бизнеса и частных пользователей. Тон на рынке задают ведущие игроки, в первую очередь, "Казахтелеком". Недавно оператор получил частоты для сетей нового поколения LTE. О том, каковы планы компании в этой области, о строительстве дата-центров и значении этого проекта для бизнеса компании, "захвате" рынка ШПД и общей стратегии развития на ближайшие годы CNews рассказал руководитель и председатель правления "Казахтелеком" Куанышбек Есекеев.Общие тенденции: рынок "в тонусе"
CNews: Каковы основные тенденции телеком-рынка Казахстана последних двух лет?
Куанышбек Есекеев: Казахстан старается оставаться "в тренде" и реагировать на все технологические изменения. Поэтому для современного телеком-рынка республики характерны три основные тенденции. Первая - замедление темпов роста сектора фиксированной телефонии, связанное с высоким уровнем насыщения отрасли. Вторая тенденция – мобильное замещение. С развитием сетей третьего и четвертого поколений это может касаться не только телефонии, но и услуг доступа к интернету, поскольку сети сотовой связи будут обеспечивать скорости передачи данных, соизмеримые с показателями фиксированных сетей. И третья тенденция – безостановочный бурный рост фиксированного и мобильного ШПД.
CNews: В России кризис 2009-2010г. сильно ударил по ИТ и телекому. Какое влияние он оказал на бизнес в Казахстане?
Куанышбек Есекеев: С проявлением негативных последствий мирового экономического кризиса на казахстанском рынке в некоторых сегментах юридических лиц обозначились риски сокращения затрат на телеком-услуги. Для того чтобы оказать поддержку клиентам, в сложившейся экономической ситуации компанией было принято решение провести ряд мероприятий по снижению тарифов, а также созданию комплексных продуктов, способных удовлетворить потребности бизнеса по доступным ценам. В целом же тарифы на услугу ШПД для юридических лиц за последние 6 лет снизились более, чем в 30 раз.
Куанышбек Есекеев: Казахстан старается оставаться "в тренде" и реагировать на все технологические изменения
Вместе с тем, более пристальное внимание субъектов бизнеса к своим затратам помогло в продвижении новых сервисов, позволяющих интегрировать уже потребляемые предпринимателями и корпорациями услуги, позволяя получать больше возможностей при том же размере оплаты, а также более строго контролировать свои затраты на услуги связи.
CNews: Какие показатели роста демонстрировал телеком-рынок в 2010-2011 годах?
Куанышбек Есекеев: По темпам роста телеком-рынок Казахстана за прошедшие два года обогнал ВВП страны почти в 2 раза. Основными драйверами в 2011 году можно считать услуги фиксированной и мобильной передачи данных, а также усилилось влияние VAS на формирование доходов в основных сегментах рынка.
CNews: Недавно на рынок сотовой связи Казахстана пришла компания Tele2. На что это повлияло и что может измениться в будущем?
Куанышбек Есекеев: Приход данного оператора обозначил новый этап развития конкуренции на рынке телеком-услуг. Являясь типичным дискаунтером, данная компания предложила более низкие тарифы на услуги сотовой связи и передачи данных.
Основные игроки отреагировали на это введением новых тарифных планов, позволяющих предоставить той части клиентов, которая заинтересовалась продуктами Теле 2, аналогичных или близких к ним предложения.
Куанышбек Есекеев: По темпам роста телеком-рынок Казахстана за прошедшие два года обогнал ВВП страны почти в 2 раза
Как показывает мировая практика, развитие дискаунтеров ограничено размером определенной ниши на рынке. По достижению пределов роста в такой нише бурный рост сменяется обычными показателями, близкими по динамике к среднерыночным величинам.
CNews: Какие услуги сейчас пользуются наибольшим спросом в частном и корпоративном секторе?
Куанышбек Есекеев: На данный момент на рынке сложилась такая ситуация когда как физическим, так и юридическим лицам в Казахстане интересны не услуги сами по себе, а использование интегрированных решений, позволяющих удовлетворить все телеком-потребности. Вследствие этого провайдеры услуг все активнее формируют и предлагают потребителю пакетные решения.
Также все более широкое распространение получают дополнительные услуги на базе ШПД, с помощью которых клиент может потреблять разнообразный контент и пользоваться различными приложениями. Операторы постепенно переходят от простых услуг связи к сервису по предоставлению контента и приложений на базе доступа к сети интернет.
В целом казахстанский рынок телекоммуникаций все более активно входит в стадию трансформации ценностей услуг связи для потребителей. Сегодня клиентам необходим не просто доступ к телеком-услугам, а набор различных сервисов на его основе. Таким образом, актуальность вопросов взаимодействия между операторами связи, контент и сервис-провайдерами в ближайшее время существенно возрастет.
Также необходимо отметить, что ввиду появления оператора дискаунтера стоимость минуты разговора в казахстанских сетях снижается и приближается к показателям России. Несмотря на данные тенденции, переток трафика из сетей фиксированной связи в мобильные сохраняет свои уровни.