Разделы

Телеком Интернет Мобильная связь Проводная связь Беспроводная связь Инфраструктура Интернет-доступ

"Казахтелеком": Телеком Казахстана ждет LTE

Телеком-отрасль Казахстана развивается в русле современных глобальных трендов, подстраиваясь под потребности бизнеса и частных пользователей. Тон на рынке задают ведущие игроки, в первую очередь, "Казахтелеком". Недавно оператор получил частоты для сетей нового поколения LTE. О том, каковы планы компании в этой области, о строительстве дата-центров и значении этого проекта для бизнеса компании, "захвате" рынка ШПД и общей стратегии развития на ближайшие годы CNews рассказал руководитель и председатель правления "Казахтелеком" Куанышбек Есекеев.

Можно отметить три ключевых направления развития. Это высокоскоростной широкополосный доступ к сети интернет, коммутируемый доступ (dial-up) и услуги передачи данных. В период с 2005 по 2011 годы сектор претерпел заметные структурные сдвиги, естественным образом характеризующие его развитие в соответствии глобальными тенденциями на мировых рынках. Так, если в 2005 сектор ШПД приносил 40% общего дохода телеком-рынка, то к концу 2011 года он занял прочную доминирующую позицию, увеличив долю до 70%.

Одной из наиболее заметных тенденций на рынке ШПД стало развитие сетей FTTx и массовое использование IP-технологий. Строительство альтернативными операторами волоконно-оптических сетей доступа обеспечивает предоставление ими конвергентных услуг и пакетных предложений. Усилились темпы перехода на волоконно-оптические сети доступа всех операторов связи, в том числе и "Казахтелекома".

CNews: Пользуются ли спросом ваши услуги IP-телефонии и IP-телевидения? Каковая доля компании на рынке платного ТВ?

Куанышбек Есекеев: Услуги на базе ШПД с каждым годом привлекают все большее количество клиентов. В настоящее время "Казахтелеком" предоставляет услуги IP-телефонии под брендом iD Phone и IPTV под брендом iD TV.


Куанышбек Есекеев: Одной из наиболее заметных тенденций на рынке ШПД стало развитие сетей FTTx и массовое использование IP-технологий

iD Phone – это новейший продукт, основанный на технологии NGN (сети нового поколения) и организованное по сетям передачи данных на основе протокола SIP. Решение iD Phone предоставляется посредством услуг широкополосного доступа к сети передачи данных и позволяет использовать единый номер независимо от местонахождения пользователя. Услуга iD Phone доступна как корпоративным клиентам, так и физическим лицам во всех регионах Казахстана.

iD Phone позволяет оптимизировать затраты на построение производственной связи не только в масштабах одного офиса, но и по всей стране. Одним из ее преимуществ является масштабируемость и гибкость, что позволяет в короткие сроки перенести либо развернуть производственную (офисную) сеть с сохранением нумерации и всех пользовательских настроек. Главное условие для использования услуги – подключение к широкополосному доступу в интернет. В целом на конец 2011 года количество номеров достигло 50 тыс.

Услуга цифрового вещания iD TV - интерактивная, основанная на IP-технологиях. В рамках iD TV предоставляется доступ к более чем 100 телеканалам, а также дополнительные услуги: "видео по запросу", отложенный просмотр передач, просмотр электронной программы передач, группировка каналов в пакеты в зависимости от личных предпочтений и потребностей. Помимо возможности управления эфиром, iD TV обеспечивает цифровое качество изображения и объемный стереозвук всех телеканалов и фильмов.

На конец 2011 года у нас было уже 84 тыс. абонентов, что в 2,5 раза больше, чем в 2010 году. Также необходимо отметить, что в 2011 г. "Казахтелеком" вошел в тройку ведущих игроков рынка ШПД.

CNews: Каково проникновение ШПД по регионам? Подключены ли к интернету небольшие населенные пункты?

Куанышбек Есекеев: В целом проникновение услуги доступа к сети интернет распределено достаточно равномерно по всем областям республики. В регионах с высоким уровнем урбанизации и плотности населения этот показатель несколько выше. Особенно это заметно на примере двух крупнейших городов Казахстана - Астаны и Алматы, где этой услугой охвачено практически половину населения.

Ситуация с подключением небольших населенных пунктов также укладывается в выше приведенную логику развития ШПД, причем наличие этой услуги зачастую зависит не от размера населенного пункта, а от его удаленности/близости от городов, а следовательно от магистральных сетей передачи данных.

CNews: Недавно "Казахтелеком" получил частоты для LTE. Как вы планируете развивать сеть и какие услуги предоставлять?

Куанышбек Есекеев: Межведомственной комиссией по радиочастотам было принято решение о выделении "Казахтелекому" частот для LTE (частотный диапазон 1800 – 1920 мегагерц). Для того чтобы избежать чересчур больших расходов и быстро окупить сеть, мы планируем скооперироваться с мобильным оператором и сейчас прорабатываем модели сотрудничества и построения LTE. Таким образом мы бы хотели решить две задачи: поставить оборудование в сеть IPTV и реализовать FMC (Fixed-Mobile Convergence) для мобильного оператора, который сможет потеснить "Мегафон". Очевидно, что мы не питаем больших иллюзий и не сможем отвоевать половину рынка. Но 20% - вполне реальный показатель.

CNews: Где вы ожидаете наибольший спрос: в частном или корпоративном сегменте?

Куанышбек Есекеев: Вообще в Казахстане корпоративный сегмент преимущественно государственный, поэтому мы, безусловно, будем там работать. Однако, как мне кажется, наибольший спрос будет у физических лиц. Мы и сейчас наблюдаем потребность в качественном ШПД. В настоящий момент у нас уже есть 1 млн абонентов. Основная проблема заключается в том, что около 50% наших домохозяйств находятся на селе, таким образом, нам приходится использовать различные методы, чтобы "добраться" до них.

CNews: Как вы оцениваете перспективы роста?

Куанышбек Есекеев: Я думаю, за 4 года мы увеличим количество абонентов до 2 млн.

Политика компании: стабильность и сотрудничество

CNews: Насколько уменьшилась доля компании на рынке дальней связи после его демонополизации?

Куанышбек Есекеев: Демонополизация рынка дальней связи состоялась в 2004 году. С этого момента и по сей день "Казахтелеком" занимает около 30% рынка.