Новое интернет-СМИ «Рустория» объединит профессиональных журналистов и блогеров
«Новости – это только повод», – под таким девизом в Рунете запущен уникальный проект, соединяющий преимущества традиционных СМИ и гражданской журналистики под названием «Рустория». 17 декабря на пресс-конференции в РИА «Новости» авторы проекта рассказали о том, почему был выбран такой формат, и о том, как будет развиваться новое СМИ.В среднем по России с 2010 г. уровень проникновения интернета вырос на треть. Идет активная замена традиционных печатных СМИ онлайновыми. «При этом доверие к онлайновым источникам информации растет, а к печатным, напротив, падает», – отметила директор по коммуникациям «Рустории» Оксана Богомаз.
Все больше людей привыкают искать информацию в интернете. Однако получают ее из однообразных источников – федеральных онлайн-СМИ, ориентированных исключительно на столичные, общефедеральные и зарубежные новости. Именно этот факт выяснили авторы проекта в ходе анализа ТОП-25 интернет-ресурсов. «В результате читатели, особенно в регионах, прекрасно осведомлены о подробностях расстрела в Пенсильвании, но зачастую не знают, что происходит на соседней улице», – резюмировала Оксана Богомаз. Хотя в регионах огромное количество блогеров, пишущих в ЖЖ и социальных сетях; журналистов, работающих на региональные СМИ и на федеральные онлайн-ресурсы и, как уже было сказано, громадная аудитория, жаждущая новостей.
«Рустория» собирается прорвать эту своеобразную «информационную блокаду». Как рассказал главный редактор «Рустории» Даниил Фимин, было решено, что новое СМИ будет прежде всего источником интересных новостей любого формата. «Это будет не "чернуха"», – подчеркнул он. И привел в пример историю, которая разворачивается на «Рустории» прямо сейчас: девушка, удочеренная семьей из Италии, через «Русторию» нашла в России своего брата, с которым была разлучена в детстве. На днях читатели ресурса смогут стать свидетелями первого с тех пор разговора брата и сестры.
«Подобная схема бизнеса, когда люди производят продукт и сами же его потребляют, уже работает в некоторых проектах – например, такая система не так давно появилась в ЛайфНьюсе и по такому же принципу работает Википедия. Так что схема уже доказала свою эффективность и перспективность», – считает Дмитрий Соколов-Митрич, член ОП РФ, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер». В то же время он задается вопросом, как будет происходить сотрудничество авторов с «Русторией».
Кто же будет авторами «Рустории»? По словам Даниила Фимина, их можно разделить на три группы: профессиональные журналисты, блогеры и сами пользователи ресурса, ставшие очевидцами интересного события. Для привлечения их к сотрудничеству разработаны «три кита», как выразился главред: деньги, аудитория и технологии.
Так, на гонорары своим авторам в «Рустории» готовы тратить по 15 млн руб. в месяц. Для примера: один из уже имеющихся авторов за месяц (проект работает в тестовом режиме уже 2 месяца) получил 35 тысяч рублей, что в его регионе почти в полтора раза выше зарплаты штатного журналиста.
На привлечение аудитории и продвижение проекта планируется тратить по 25 млн руб. ежемесячно. Понятно, что таких возможностей нет даже у самых популярных блогеров. Наконец, технологии позволяют региональным авторам не просто писать, а создать полноценные редакции, выпускающие новости – только виртуальные. Виртуальные редакции – ноу-хау «Рустории», и Даниил Фимин считает, что у них очень большой потенциал.
«В Кузбассе есть «Кузбасский новостник», который создал местный безработный журналист, привлекший к проекту своих друзей – сейчас они зарабатывают не меньше, чем на предыдущих работах», – привел пример главред «Рустории». Виртуальных редакций, по его словам, может быть сколько угодно. Это дает возможность пользователем ознакомиться сразу с несколькими точками зрения на одно и то же событие или наоборот – найти ту информацию, которая интересна ему лично.
Штаб координаторов, который создан вместо привычной редакции, призван не только организовывать работу: координаторы играют роль и арбитров, и помощников, и учителей для региональных авторов. Кстати, по словам Фимина, в плане – открытие в регионах школ журналистики, где авторы «Рустории» смогут повысить свое мастерство.
Но понятно, что главное для любого СМИ – это привлечение читателей. Для этого, по словам руководителя отдела разработки «Рустории» Дмитрия Васильева, создано четыре блока новаций. Первый – это контент: пользователь имеет возможность настроить собственную новостную ленту таким образом, чтобы в ней отражались материалы, интересные именно ему. Второй – геоблок. С помощью системы интерактивных карт можно будет, к примеру, узнавать, что происходит на соседней улице, где планируются интересные мероприятия и т.п.
Кстати, геоблок дает дополнительную возможность монетизации проекта: к примеру, владелец новой химчистки может сообщить об открытии пользователям, разместив новость на интерактивной карте города и предложив скидочный купон для аудитории «Рустории».
Новым для российского рынка СМИ является блок геймификации – то есть, привнесение в проект игровых элементов. «Это и стимуляции сотрудничества, командного духа, и элемент соревновательности», – пояснил Дмитрий Васильев. Четвертый блок, база, позволит дать пользователям «Рустории» максимум комфорта. В частности, уже к концу года появится мобильное приложение для Android и iOS, в начале следующего года ожидается выход «Рустории» для мобильных платформ на Windows.
«Такие проекты хороши тем, что рынок сам определяет, интересны они публике, или нет. Если в традиционных форматах СМИ зачастую может присутствовать продукт, не интересный аудитории, но по политическим, социальным или каким-либо другим причинам он всё равно выходит в печать или в эфир, то такой формат это исключает. Если создатели проекта правильно рассчитали свою аудиторию, то он вполне может быть востребованным и успешным, и это можно будет легко проследить по количеству заходов на страницы сайта, по количеству комментариев и упоминаний в Сети», – отмечает Антон Коробков-Землянский, гендиректор медиа-агентства «Легенда».
Инвестор проекта – финансово-инвестиционная группа «Мортон». «Нам, крупной строительной компании федерального уровня, выход в интернет кажется логичным», – пояснил вице-президент «Мортона» Егор Храмов. По его словам, первый такой выход – проект интернет-СМИ «Русская планета», – произошел чуть больше года назад и оказался востребованным. «В сущности, именно на примере «Русской планеты» мы поняли, какой потенциал существует в регионах», – пояснил руководитель проекта «Рустория», гендиректор коммуникационной группы «Медиашторм» Александр Исаев.
«Медиашторм» сотрудничает с «Мортоном» по двум проектам. По словам Оксаны Богомаз, общая сумма инвестиций в «Русторию» запланирована в размере 3 млрд руб., выход «в ноль» ожидается к концу 2015 г.
Сказать, что интерес к проекту огромен – не сказать ничего. Уже к моменту объявления об официальном запуске «Рустории» в ней работали более 500 виртуальных редакций и более 150 авторов, создавших в общей сложности около 15 тыс. материалов – это не считая 100 штатных сотрудников: специалистов в области разработки, аналитики, управления контентом, 3D-визуализации, геймификации и продвижения. Стоит отметить, что и на пресс-конференции авторам проекта пришлось не только отвечать на многочисленные вопросы журналистов, но и активно раздавать им визитки: многие интересовались возможностью работы на «Русторию».