Разделы

Интернет Веб-сервисы

Сооснователь The Pirate Bay дал интервью CNews

Питера Санде Колмисоппи, шведского борца за полную отмену авторского права, часто называют одним из основателей торрент-трекера The Pirate Bay. Сам он родоначальником этого сайта себя не считает, и от работы над проектом уже отошел. Теперь знаменитый пират живет в Германии, занимается своим бизнесом, пишет автобиографию и борется за отмену авторского права с помощью статей, выступлений на форумах, встреч с политиками, а также в судах. CNews взял эксклюзивное интервью у этого легендарного в своей области человека.

CNews: А не проще ли сразу выложить файл в формате .doc и облегчить людям жизнь?

Питер Санде Колмисоппи: Проще. Но я хочу, чтобы люди поняли, что делиться чем-то — это тоже труд.

CNews: Необычно. Вы сами-то платите за контент?

Питер Санде Колмисоппи: Иногда я хожу в кино, на выставки, концерты, делаю пожертвования за какую-то работу. Часто покупаю бумажные книги. Я считаю, что в бумаге работа приобретает какой-то вес, что ли, материализуется во что-то более значимое. Это, кстати, одна из причин, почему я хочу напечатать свою книгу, а не просто выложить электронный вариант. Да и мне так просто приятнее читать. Но в этом случае я скорее плачу за предмет, чем за содержание. На книгах тяга к физическому воплощению произведения в каком-то предмете и заканчивается. Я никогда не покупаю музыку. Я ее либо скачиваю, либо слушаю онлайн.


В 2007 году Sealand выставил себя на продажу, и The Pirate Bay попытался его купить

CNews: В ЕС сейчас много так называемых пиратских партий. Вы их поддерживаете, голосуете за них?

Питер Санде Колмисоппи: Я поддерживаю их деятельность, они хорошо пропагандируют антикопирайт, но не более того. Я не голосую за них. Дело в том, что я уверен, что партия не может существовать на единственной идее и лоббировать только ее. Для этого не нужно создавать партию. Такая организация должна заботиться обо всем обществе и решать самые разные проблемы граждан. Поэтому я сам никогда не вступлю в пиратскую партию.

CNews: Почему, на ваш взгляд, многие трекеры, достигая известности, сдаются под напором компаний, владеющих авторскими правами?

Питер Санде Колмисоппи: Потому что они ни за что не боролись. Некоторые такие сайты пытались заработать на торрентах. Среди них один из самых крупных "сдавшихся" проектов, Mininova. Им кажется, что идти на конфронтацию опасно и не целесообразно. The Pirate Bay — это политическая борьба. Поэтому мы и не сдаемся.

CNews: В 2009 году на вас, Готфрида Свартхольма, Фредрика Нея и Карла Люндстрёма подали в суд в связи с нарушением авторских прав. Процесс еще не завершился. Как вы себя защищаете?

Питер Санде Колмисоппи: Мы много говорили о свободе слова. Приводили в пример почту, которая не отвечает за содержание писем и не вскрывает их, а только доставляет до адресата. Почта не несет ответственности за то, что она доставляет. Мы тоже не файлы храним, а только ссылки на них, которые делаем доступными пользователям. Суд решил, что пример не подходит к нашему случаю. Мы настаивали на том, что The Pirate Bay создан не для прибыли, а с политической целью. Тоже не помогло. Вообще, должен сказать, что суд был очень коррумпирован. Фактически, нас судили лоббисты ассоциаций, охраняющих копирайт в Швеции. Один из судей, Томас Ностром, имел связи в нескольких организациях, заинтересованных в охране авторских прав. Один из главных обвинителей в полиции еще до суда начал работать на Warner Brothers.

CNews: А штраф 6,5 млн долл, который определен последним приговором, вы заплатили?

Питер Санде Колмисоппи: Нет. И не заплатим ни цента.

CNews: Стоит ли вообще отмена авторского права вашей свободы?

Питер Санде Колмисоппи: Да, конечно, стоит. Если меня или моих товарищей посадят, это тоже будет влиянием на общество. Будет резонанс, что-то может измениться. Мы не боимся суда и тюрьмы. Свобода стоит борьбы, стоит тех людей, которые иначе как через интернет, в том числе через The Pirate Bay, не смогут получить доступ к огромному пласту культуры.

CNews: В мире есть страны с мягкими законами о копирайте. Почему бы не принять их гражданство и не жить спокойно.

Питер Санде Колмисоппи: Можно, но тогда за что мы будем бороться? Мы должны быть там, где строгий копирайт - чтобы пытаться что-то изменить.

CNews: Вы пытались купить самопровозглашенное государство Sealand, чтобы обезопасить сайт. Расскажите об этом.

Питер Санде Колмисоппи: В 2007 году Sealand выставил себя на продажу, и мы попытались его купить. Семья Бэйтс, которая в свое время и создала Sealand, была готова продать целую нацию. Но в итоге они испугались. Было даже интервью на CNN, где они рассказывали, что не хотят быть замешаны в нелегальном распространении информации. В итоге мы предложили продать нам "остров", то есть старую британскую морскую платформу, на которой Sealand и располагается. Удобно было то, что территория не находится в юрисдикции ни Великобритании, ни какого-либо другого государства. Мы только в цене не сошлись. Бейтсы хотели 105,5 млн долларов, а мы собрали всего лишь 20 тыс.

CNews: Как вы считаете, The Pirate Bay изменил что-то в обществе?

Питер Санде Колмисоппи: Я уверен, что изменил, причем многое. Молодое поколение быстрее и гораздо шире распространяет культуру, чем раньше. А это, в свою очередь, распространение созидания, новых идей. Люди стали интересоваться нашей концепцией. Я встречался со многими известными людьми. Например, я ездил в Бразилию и говорил с тогдашним президентом Лулой да Силвой, объяснял ему, почему я против авторского права.

CNews: И что решил предпринять Лула да Силва после этого?

Питер Санде Колмисоппи: На сколько мне известно, ничего. Бразилия и так в плане копирайта довольно продвинутая страна. У них никогда не было особых проблем с распространением информации. Они поддерживают свободный от копирайта материал. Например, все правительственные учреждения в этой стране используют программное обеспечение с открытым кодом.

CNews: Представьте, что ваша мечта сбылась. В мире уже нет авторского права. Как вы видете это общество?

Питер Санде Колмисоппи: Оно открыто новым идеям, неожиданным и ничем не ограниченным дискуссиям, наука и культура развиваются в несколько раз быстрее, чем раньше, а люди знают во много раз больше. Они образованны, толерантны и гуманны. Они постоянно узнают что-то новое. И все потому, что процесс познания уже не ограничивается копирайтом.

Илья Дашковский