Статья

CNews Forum 2015: Госсектор повышает управляемость, а бизнес стремится к цифре

Софт Безопасность Бизнес Телеком Интернет Интеграция ИТ в госсекторе Ритейл
мобильная версия

В 2015 г. на российский ИТ-рынок продолжили влиять те же факторы, которые привели к коренным изменениям в предыдущем году: снижение покупательной способности рубля и влияние экономических санкций. В результате изменились условия работы на рынке, сформировались новые тренды, например такие как импортозамещение. Первым итогам и перспективам работы в новой ситуации были посвящены доклады многих участников CNews Forum 2015 – мероприятия, собравшего ведущих экспертов в области ИТ, крупнейших участников рынка и представителей госструктур.

Владимир Рахтеенко: Бизнес ждет от ИТ существенного повышения эффективности

Владимир Рахтеенко, генеральный директор группы компаний CUSTIS, представил свое видение текущей ситуации на рынке корпоративной автоматизации и рассказал о принципах бизнес-ценных ИТ, обеспечивающих эффективность сложных проектов развития корпораций.

CNews: Владимир, как вы оцениваете ситуацию на российском рынке ИТ-услуг и какие проблемы стоят перед CIO сегодня?

Владимир Рахтеенко: Можно начать с того, что в 2014–2015 годах объем российского рынка корпоративных систем (включая продажу лицензий, услуги по внедрению и сопровождению программ, а также облачных сервисов) достиг 100 млрд рублей. При этом результативность проектов автоматизации остается критически низкой. Например, по данным аналитиков Panorama Consulting Group, только 66 % компаний при внедрении ERP-проектов смогли добиться хотя бы половины намеченных целей, а 16 % заказчиков прямо признали, что внедрение окончилось неудачей. Кроме того, все мы знаем, что обычно в проектах функционал платформ задействован всего на 30–40 % — это яркий и, к сожалению, негативный показатель эффективности ИТ.

Неудивительно, что бизнес уже давно не удовлетворен как качеством, так и темпами изменений со стороны ИТ. Но сегодня ситуация значительно усложняется еще и сложной макроэкономической и геополитической обстановкой, ужесточением конкуренции на всех рынках и общим сокращением доступных ресурсов. Поэтому эффективные изменения в корпоративном секторе ИТ перестали носить характер «пожеланий», а стали вопросом выживания. Лидерство сохранят только те компании, в которых ИТ-подразделения трансформируются в интегрирующие центры проведения изменений. Остальные проиграют.

CNews: Что вы вкладываете в понятие «бизнес-ценные ИТ»? Какие основные качества отличают этот сегмент рынка от инфраструктурного?

Владимир Рахтеенко: На мой взгляд, ИТ-проекты действительно стоит разделять на бизнес-ценные и инфраструктурные. В первом случае ведется работа на конкурентные преимущества бизнеса, то есть с точки зрения автоматизации здесь создаются уникальные, инновационные решения, которые и позволяют компаниям занимать лидерские позиции в своем сегменте рынка. Например, сейчас мы наблюдаем рост интереса к темам омниканальности в ритейле и комплексных клиентских сервисов в финансовой сфере, и пока на рынке не существует готовых решений, которые полностью удовлетворяли бы потребности лидеров в выстраивании этих процессов. В то же время в противовес бизнес-ценной существует инфраструктурная область ИТ, под которой я подразумеваю решения, ориентированные на стандартные, высоконормированные потребности компаний. Как правило, это обеспечивающие процессы, такие как бухгалтерия или документооборот. Они достаточно легко автоматизируются коробочными продуктами.

Конечно, это условное разделение и между этими полюсами существует широкий спектр различных вариаций. Однако, на мой взгляд, именно принципиальное неумение различать бизнес-ценную и инфраструктурную области ИТ, а значит, выбирать эффективные подходы к работе с ними — ключевая причина провалов большинства ИТ-проектов и неудовлетворенности бизнеса работой ИТ.

CNews: То есть подходы к работе с этими областями существенно отличаются?

Владимир Рахтеенко: Да, практики, инструменты и технологии работы с этими двумя областями совершенно разные. Но первым и главным принципом ИТ должна стать работа на реальные потребности бизнеса. Конечно, можно сказать, что все стремятся работать на задачи заказчика. Однако в области конкурентных преимуществ бизнес-потребности уникальны, они значительно отличаются от общерыночных, и в этом состоит ключевая сложность работы с ними. В проектах такого типа на первый план, особенно на начальных этапах, выходят различные коммуникационные технологии, направленные на создание общего понятийного поля между ключевыми участниками проекта. Помимо этого, важную роль играет понимание перспективных трендов развития отраслей, гибкий подход к проектному управлению, умение работать с ИТ-решениями на полном жизненном цикле и целостное управление архитектурой предприятия.

CNews: Какие прогнозы можно сделать относительно развития рынка и какое место в нем, на ваш взгляд, займут бизнес-ценные ИТ?

Владимир Рахтеенко: Инфраструктурный сегмент рынка в достаточной степени насыщен, большинство компаний уже автоматизировали свою процессную деятельность на приемлемом уровне. А вот сегмент бизнес-ценных ИТ будет постепенно расти, особенно сейчас, в кризисных условиях, когда корпорации нуждаются в наращивании эффективности и реализации новых конкурентных преимуществ. Однако ИТ придется научиться делать проекты развития в разы более результативно, да еще и в условиях сокращающихся бюджетов. Сегодня наша компания разрабатывает и применяет технологии обеспечения полного жизненного цикла ИТ-решений и стратегического управления технологическими активами, которые дают значительный рост эффективности проектной деятельности при снижении совокупной стоимости владения ИТ-ландшафтом.