Разделы

Телеком Интернет Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Рынок ПО: Монстры рынка обманывают акционеров

Павел Серафимович

А если точнее, то - С Новым Финансовым Годом! Он в Microsoft начинается 1-го июля. Как шутят бухгалтеры, в мире создания ПО, где присутствуют только нули и единицы, один плюс один не всегда в результате дает два. Это отчасти подтвердила недавняя аудиторская проверка, проведенная федеральным контрольным органом США SEC (Securities and Exchange Commission), в корпорации Microsoft.

Проверка показала, что за период с 1995 по 1998 гг. на семи своих тайных счетах корпорация держала от $200 до $900 млн. Средства откладывались в качестве резервных "на черный день". В результате происходило занижение прибыли корпорации и, соответственно, дивидендов, выплачиваемых акционерам. Для Microsoft все закончилось благополучно - корпорация не была оштрафована. От Microsoft не потребовали даже исправить предыдущие финансовые отчеты. Корпорация просто пообещала не повторять прежних ошибок и в дальнейшем тесно сотрудничать с SEC.

Впрочем, занизить прибыль, демонстрируемую в своих финансовых отчетах, стремятся, как правило, благополучные компании. Есть и обратные примеры. Компании Computer Associates и MicroStrategy завышали прибыль, чтобы благопристойно выглядеть в глазах своих потенциальных инвесторов.

В софтверных компаниях прибыль обычно поступает по двум каналам. Во-первых, это продажа лицензий на право использования созданного компанией ПО. Во-вторых, это поступления за сервисное обслуживание ПО, что включает в себя установку программных продуктов, их апгрейд и поддержку пользователей. Для западных компаний прибыль от сервисного обслуживания составляет, как правило, 15-25% от прибыли, получаемой в результате продажи лицензий. Пользуясь этим соотношением, потенциальные инвесторы могут составить представление о финансовой прочности компании, т.к. прибыль от продажи лицензий оценить достаточно легко, в то время как прибыль от сервисного обслуживания обычно рассредоточена по множеству индивидуальных договоров с клиентами. Одним из самых популярных способов завышения своей прибыли среди американских софтверных компаний является проведение доходов от обслуживания ПО по статье прибыли от продажи лицензий. Так поступала, например, MicroStrategy. Компании завышали собственные доходы и другими незаконными способами: проводили в финансовой отчетности заявки на приобретение ПО в качестве состоявшейся сделки и не учитывали возвращаемые лицензии.

Существуют также и законные методы формирования завышенных ожиданий инвесторов. Самый безопасный среди них - приобретение другой софтверной компании, работающей в той же нише рынка. Особенно часто американские компании завышали свои доходы в конце 90-х, когда компании, не вписывавшиеся в привычные для того времени рамки прибыльности, часто ожидало банкротство. Сейчас, когда рынок акций вяло реагирует даже на самые благоприятные для компании известия, среди американских финансовых директоров стало популярным вписывать в текущие финансовые отчеты будущие траты с тем, чтобы через год-два, когда рынок вновь оживится, компания предстала в глазах инвесторов более динамично развивающейся.

Возвращаясь к Microsoft, отметим, что у корпорации, кроме двух уже упоминавшихся статей дохода, есть еще, как минимум, одна, пока, правда, потенциальная. Это прибыль от размещения рекламы на своем информационном портале MSN. Согласно исследованию, проведенному на самом портале, сейчас его аудитория насчитывает 270 млн. пользователей ежемесячно на 38 секторах рынка в 18 различных странах. На прошлой неделе представитель Microsoft заявил, что в следующем финансовом году ожидается возрастание доходов на 25% от размещения онлайновой рекламы на портале в так называемой зоне EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка). Предполагается, что основными клиентами будут компании автомобильного сектора рынка и финансовых услуг. Порталу MSN уже удалось заполучить в клиенты такие компании, как Dove, Volkswagen, Walt Disney Co. Это оптимистическое заявление представителя Microsoft прозвучало на фоне более чем скромных ожиданий основных конкурентов: порталов Yahoo, AOL, Terra Lycos. Правда, предыдущие прогнозы экспертов с портала MSN обещали, что портал достигнет рентабельности в 2002 году. Теперь этот срок отодвинут на неопределенное время.

Тем временем глава Microsoft Билл Гейтс потихоньку распродает принадлежащие ему акции корпорации. С начала июня Гейтс продал 8 млн. акций на сумму $400 млн. и планирует продать еще 2 млн. акций. Всего Гейтсу принадлежит 12% акций Microsoft из общего количества 5,4 млрд. акций. По заявлению спикера корпорации, эти распродажи являются частью плановой диверсификации пакета акций. В четвертом квартале 2002 года Microsoft планирует получить от $7 до $7,1 млрд. дохода и выплатить своим акционерам по 41-42 цента на акцию.

Впрочем, у корпорации есть резервы увеличения прибыли. Как показало недавнее исследование организации Business Software Alliance (BSA), Microsoft несет наибольшие среди других софтверных компаний потери от пиратского использования ПО. Организация BSA в седьмой раз обнародовала ежегодные результаты своего исследования уровня использования пиратского ПО. В число членов организации входят такие компании, как Microsoft, Apple, Adobe, Macromedia и Symantec, всего 85 членов. Исследование охватывало 85 стран и 46 бизнес-приложений. Последние три года уровень использования пиратского ПО возрастал. В 1999 году он составлял 36%, в 2000 году - 37%, в прошлом году вырос до 40%. С другой стороны, убытки от пиратства в мире сократились с 11,75 млрд. в 2000 году до 11 млрд. в 2001 году. По мнению экспертов, это вызвано снижением стоимости ПО и, отчасти, усилением доллара. Наиболее "пиратствующими" являются Вьетнам и Китай - 94% и 92% пиратского ПО соответственно. В десятку также входят Индонезия, Украина, Россия, Пакистан, Ливан, Катар, Никарагуа и Боливия. В США уровень использования пиратского ПО составил в 2001 году 25% - на 1% выше, чем в предыдущем. BSA регулярно ведет судебные тяжбы с нарушителями: в 2000 году она оштрафовала 36 ответчиков в США на $2,5 млн., в 2001 году - 44 ответчика на $3,1 млн., с начала этого года сумма штрафов уже достигла $5,8 млн.

В прошлом обзоре мы писали о масштабном обновлении IBM своих интеграционных продуктов. На прошлой неделе Microsoft также выпустил две новых версии своего BizTalk Server. Этот сервер позволяет коммерческим партнерам интегрировать друг с другом свои бизнес-приложения и выполнять е-транзакции в соответствии с Extensible Markup Language (XML). Напомним, что в феврале Microsoft выпустил дополнение к своему BizTalk Server 2002 Enterprise Edition, которое позволяет автоматизировать взаимодействие бизнес-систем компаний-партнеров. Однако стоимость этого продукта - $25 тыс. - ограничивала круг его потребителей крупными компаниями. Теперь Microsoft выпустил BizTalk Server 2002 Standard Edition стоимостью $7000 и BizTalk Server 2002 Partner Edition за $1000. Первый продукт позволяет интегрировать 5 внутренних приложений компании с 10 коммерческими партнерами. Второй продукт ограничивает количество приложений двумя, как и количество партнеров. С выходом нового продукта Microsoft начинает конкурировать в соответствующей нише с аналогичными продуктами других компаний. Не считая IBM, это компании Oracle, Tibco, Vitria, WebMethods, SeeBeyond.

В конце июня в прессу просочилась информация о системе Palladium, разрабатываемой в недрах Microsoft. Причем это произошло неожиданно для самой компании-разработчика. Аналитик Newsweek Стивен Леви (Steven Levy) обнаружил, что Microsoft недавно подал заявку на патентование операционной системы с встроенной аппаратной поддержкой обеспечения прав пользователя. Этой весной Microsoft сообщил о планах по созданию Palladium группе приближенных аналитиков. При этом с них было взято обещание не разглашать эту информацию до конца этого года. Однако теперь именно Леви достались лавры первооткрывателя тайных замыслов Microsoft. После того как в Microsoft узнали о готовящейся публикации Леви, он был на два дня приглашен в центральный офис корпорации, где ему было подробно рассказано о проекте Palladium.

Такое вынужденное и преждевременное анонсирование проекта отчасти объясняет то, что имеющаяся сейчас информация о нем содержит больше вопросов, чем ответов. Главный вопрос заключается в том, что система Palladium предполагает утрату анонимности пользователя и предоставление Microsoft информации о пользователях системы. Компьютер, оснащенный системой Palladium, всегда будет знать, кто именно использует его в данный момент. В принципе, ничто не мешает компьютеру отсылать информацию о действиях пользователя стороннему наблюдателю. Впрочем, у Microsoft еще есть время для того, чтобы ответить на вопросы, касающиеся системы Palladium. Корпорация планирует запустить систему в 2004 году. Однако некоторые аналитики полагают, что это произойдет не ранее 2006-2007 годов.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок корпоративного ПО
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес)

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.