Разделы

Интернет Веб-сервисы

Зачем русский мобильный контент идет в Индию

Российскии компании уделяют все большее внимание телекоммуникационному рынку Индии и стран тихоокеанского региона. Так, некоторые сотовые операторы уже открыто заявляют о выходе на индийский рынок, а провайдеры мобильного контента уже обозначились на нем. Вскоре начались первые продажи мобильных игр в стране, где раньше реализовывалась только местная продукция. По прогнозам Screen Digest, объем мирового рынка игр для мобильных телефонов к 2010 году составит $6,4 млрд., а прогнозы продаж в Индии находятся на отметке $350 млн. (к 2009 году). Российские разработчики уже сейчас пытаются застолбить себе место под солнцем.

Индийский феномен

Население Индии составляет 1,15 млрд. человек. Проникновение сотовой связи в настоящий момент не превышает 6% (в России – 58,6%), но рынок беспроводной связи растет как на дрожжах, с каждым месяцем прибавляется как минимум 3 млн. новых абонентов, а общее их количество достигло 63 млн. в 2005 году (число абонентов мобильной связи в России, по данным ACM-Consulting, достигло к концу сентября 2005 года 111,74 млн. человек.). Локальные тарифы на мобильную связь очень низкие в Индии, начинаются от $0,03 (1 рупии) за минуту, что стимулирует дальнейший рост абонентской базы в стране.

Рынок мобильных игр еще не достиг высокого уровня проникновения, но уже близок к нему. Специалисты говорят о феномене рынка мобильных игр в Индии, основой которого стали доступные по цене цветные телефонные трубки. Они подтолкнули пользователей перейти от загрузки рингтонов и обоев к играм. В настоящее время в Индии свыше 20 млн. мобильных пользователей владеют трубками со встроенными игровыми функциями, что представляет огромный потенциал для развития мобильных игр. В среднем цены на загрузку игр колеблются от $1,00 до $2,75 (в России подобная услуга обойдется примерно в $2), а количество скачиваний в среднем составляет 600 тыс. в месяц.

Индусы предпочитают простые и легкие игры. В стране завоевали популярность те же игры, которыми интересовались на Западе или в Японии в начале развития этого рынка, это классические аркады или Atari/NES/Commodore.

Последние социологические исследования показали, несмотря на то, что индийская молодежь предпочитает западный стиль одежды, развлечения, большинство юных индийцев глубоко привязаны к национальной культуре, обычаям и семейным ценностям.

Основные тенденции рынка мобильных игр Индии

По мнению Вишала Гондала, президента и CEO компании Indiagames, основные факторы, определяющие дальнейшее развитие рынка мобильных игр в Индии, - это качество связи (требует значительного улучшения), наличие GPRS у мобильных телефонов (многие просто не активируют эту функцию), слабые контент, маркетинг и игровая культура, отсутствие промышленной ассоциации и защиты кода.

Для успешного понимания рынка мобильных игр в Индии необходимо учесть такой фактор, как дальнейшая «индианизация» контента. В течение следующих двух лет на рынке произойдут существенные изменения, основным из которых станет переход от стремления расширению ассортимента игр к повышению их качества. Так, многие операторы уже объявили о планах снижения предложение с 200 игр на своих порталах до 20, при этом планируется гарантировать качество. Многие из них муссируют идею перехода с подписки на игры на оплату за каждую загрузку.

Интересно, что большинство пользователей, которые загружают игры, живут не в крупных метрополисах, как Дели или Мумбай, а в провинциях Индии. Возрастная группа - от 15 до 26 лет.

Представители Yahoo! India считают, что будущее - в гибком ценообразовании игрового контента. Так, например, в первый раз компания предлагает игру бесплатно, затем взимает за нее $0,5 за повторную возможность сыграть, и $1 за недельное использование. Это позволит привлечь аудиторию. Tata Teleservices, крупнейший CDMA оператор Индии, утверждает, что в стране очень высокая ценовая чувствительность на мобильном рынке. 30% всех загрузок игр в компании Тата приходятся на провинциальные города, поэтому игры от $0.67 продаются лучше всего. Безусловно, рынок для более дорогих игр тоже существует, но все же вопрос стоимости остается самым важным.

Как считают аналитики Reliance Infocomm, еще одного крупнейшего оператора Индии, только 5% из 63 млн. пользователей мобильных игр загружали игру хотя бы один раз. И только очень незначительная часть из них делали это вторично. Таким образом, речь идет о совсем небольшом пласте активных пользователей.