Разделы

Телеком Контент Интернет

Крупнейший телеком-оператор Казахстана решил сам создавать массовый контент и начал с киберспорта

Крупнейший телеком-оператор Казахстана — «Казахтелеком» — в конце мая организовал первые киберспортивные трансляции с внутренней спортивной арены на своей телевизионной платформе TV+. За 3 дня они продемонстрировали кратную динамику роста аудитории. О том, зачем казахстанским зрителям киберспортивные стримы и как они помогут компании стать крупнейшим контент-провайдеров страны, CNews рассказал председатель правления «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев.

Намерение производить собственный контент в руководстве «Казахтелекома» зрело достаточно давно: компанию к диверсификации бизнеса подталкивает сам рынок. Сегмент беспроводной связи в стране достиг насыщения, а в сегменте фиксированной наблюдается постепенный отток абонентов. При этом и там, и там сильна тенденция к коммодитизации — превращению прежде уникальных услуг в товар массового потребления. Именно поэтому казахстанские операторы связи инвестируют в новые для себя отрасли бизнеса и создают дополнительные сервисы для своих пользователей. В противном случае телеком-отрасль рискует превратиться в обслуживающий сети бизнес, который будет получать копейки за предоставление магистрали производителям конечного продукта, наблюдая за тем, как сливки с рынка снимают ИТ-компании и создатели контента.

При этом «Казахтелеком» обладает несомненным конкурентным преимуществом в виде самой разветвленной сети фиксированной и мобильной связи. На ее основе компания может обеспечить доведение своих продуктов до максимального количества зрителей и пользователей. Наконец, в разгар карантина компания де-факто уже производила собственный контент. Речь идет об организации в партнерстве с казахстанской федерацией киберспорта серии турниров Alaman, проходившей в онлайн-режиме на платформе pinger.pro, поддерживаемой тем же «Казахтелекомом», и проекта «Звезда на карантине». К слову, трансляции концертов звезд казахстанской эстрады, в ходе которых пользователи казнета могли не только послушать любимые песни, но и дистанционно задать артистам вопросы, собрал суммарно не меньшую аудиторию, чем киберспортивные состязания.

«Традиционный телеком уже отживает свой век, его маржинальность падает, поэтому присутствующие на рынке операторы хотят быть чем-то большим. Они начинают строить экосистемы для новых цифровых бизнесов. Руководствуясь этой логикой, мы определили для себя ключевые направления развития, которые базируются на решениях, связанных с искусственным интеллектом, видеоаналитикой, блокчейном, финансами, электронной коммерцией, безопасностью и, конечно же, мы развиваем экосистему контента. «Казахтелеком» сейчас — основной контент-провайдер в Казахстане. Мы строим нашу экосистему вокруг вещей, в которые искренне верим: например, вокруг киберспорта или мобильного телевидения», — говорит председатель правления «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев.

Куанышбек Есекеев: Традиционный телеком уже отживает свой век, его маржинальность падает

«Казахтелеком» начал доставлять контент

Упомянутый проект «Казахтелекома» «Звезда на карантине» набрал за два месяца 20 млн просмотров, интерес казахстанцев к турнирам серии Alaman также исчислялся похожими цифрами. Учитывая, что все население Казахстана сейчас составляет менее 19 млн человек, успех контентных «пилотов» «Казахтелекома» был несомненным. Вот только общей площадки, на которой можно было бы свести эти проекты, к концу 2020 г. еще не было: концерты серии «Звезда на карантине» транслировались на YouTube-канале самого «Казахтелекома», а битвы серии Alaman зрители наблюдали на платформе pinger.pro. Общее пространство для этих и других проектов в промышленную эксплуатацию было сдано 10 марта 2021 г.

Проект «Звезда на карантине» набрал за два месяца 20 млн просмотров

Речь идет о телевизионной мультиэкранной платформе TV+, над которой специалисты «Казахтелекома» трудились на протяжении 6 месяцев, с осени 2020 г. Идея была проста — создать телевидение, которое будет доступно абоненту на любом гаджете, снабдить его инструментами, позволяющими пользователю формировать сетку просмотра самостоятельно, и, сформировав за счет этой свободы выбора значительную аудиторию, дать ей собственный уникальный контент. Техническую часть этой задачи коллектив «Казахтелекома» решил безупречно: TV+ можно установить и просматривать на Smart TV и на смартфонах, дома, в офисе и на улице — везде, где есть интернет. Специальные приставки позволяют подключать к платформе обладателей старых моделей телевизоров с кинескопом, которые в Казахстане сосредоточены в основном в сельской местности (в прошлом году благодаря строительству компанией волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах охват населения широкополосным доступом достиг 99,3%).

Реакция рынка на эти усилия оказалась вполне адекватной: уже через неделю после запуска количество подписчиков TV+ перевалило за 20 тыс. К началу апреля эта цифра выросла до 30 тыс., а к концу мая — до 70 тыс. Это при том, что емкость рынка фиксированного телевидения в стране — 1,8 млн абонентов, и операторы тратят на формирование 100-тысячной аудитории годы. Новому продукту от «Казахтелекома» понадобится для достижения этого рубежа всего 4 месяца, а выведение на платформу TV+ собственного контента способно нарастить аудиторию кратно. Тем более, что руководство компании заинтересовано в разностороннем развитии своей новинки.

«Если честно, я заболел идеей создания в Казахстане платформы, которая будет генерировать и транслировать собственный контент. Эта платформа — прототип того, чем телеком-оператор в принципе должен заниматься в наше время: не только технически обслуживать сеть, но и создавать наполнение этой сети, — говорит Куанышбек Есекеев. — Так что сейчас для нас этот проект — задача №1, и мы будем стараться постоянно внедрять такие сервисы.

Куанышбек Есекеев: Я заболел идеей создания в Казахстане платформы, которая будет генерировать и транслировать собственный контент

Почему в Казахстане начали с киберспорта

Демонстрация собственного контента на новой платформе началась спустя пару месяцев после начала ее промышленной эксплуатации. 27 мая 2021 г. на TV+ состоялась первая онлайн-трансляция стрима Alaman Live, в рамках которого CEO Pinger.pro Бауржан Садиев и креативный менеджер компании Олег Орличенко, а также популярный казахстанский стример Алдияр Джекешев и известная телеведущая Ляйля Султанкызы рассказали о видении развития киберспорта в Казахстане и анонсировали предстоящие турниры. В прямом эфире эту трансляцию смотрели около двухсот зрителей. 85% из них использовали для этого телевизоры, остальные 15% — смартфоны. На следующий день, 28 мая, в прямом эфире показали первый игровой день турнира Alaman FastCup по дисциплине Clash Royale: комментировали игру известные в киберспортивной среде Hapek Narek Маранян и Антон Vanco Ванко.

Первый игровой день турнира Alaman FastCup

Эту трансляцию игрового дня в прямом эфире посмотрели порядка уже 700 зрителей, 44% из них смотрели трансляцию по телевизору, остальные 56% — на смартфонах, то есть преобладающее число новых зрителей отдало предпочтение переносным устройствам, находящимся под рукой.

Наконец, 29 мая 2021 г. на площадку pinger.pro были приглашены известные стримеры, которые в рамках турнира Alaman Stream сыграли в Counter Strike — и эта третья подряд трансляция собрала уже около тысячи зрителей. Примечательно, что на этот раз соотношение просмотров по телевизору и на смартфонах сложилось в пропорции 87 к 13: зрители снова отдали предпочтение телевизору, так как на большом экране намного удобнее отслеживать ход игры, нежели чем на смартфоне. Рост аудитории от 200 человек на стриме до 1 тысячи на эфире турнира за 3 дня свидетельствует о большом потенциале e-спорта как одной из «фишек» новой телевизионной платформы в Казахстане.

«Казахтелеком» сам принял непосредственное участие в популяризации киберспорта в стране, создав серию Alaman, охватившую и профессионалов, и любителей. Первый турнир этой серии прошел в режиме офлайн в Караганде в феврале 2020 г., а затем, перейдя в онлайн, серия Alaman стала более разветленной и сейчас включает в себя 4 основных направления: Alaman Main — основная серия массовых киберспортивных онлайн-турниров, Alaman Stream Show — турниры с ютуберами, стримерами и медиа-личностями по различным играм, Alaman Sports — подготовительные турниры профессиональных игроков и команд для участия в олимпийских играх, а также Alaman FastCup — быстрые еженедельные турниры для начинающих игроков. За год в них приняли участие около 31 тыс. казахстанских киберспортсменов. Общий призовой фонд серии в этом году вырос до 34 миллионов тенге (5,82 млн рублей), что поспособствует увеличению и количества участников, и размера аудитории, которая уже сейчас исчисляется миллионами зрителей. К тому же в стране с этого года при непосредственном участии крупнейшего телеком-оператора будут проводить официальный розыгрыш киберспортивного Кубка Казахстана.

«Мы очень хорошо зашли в киберспорт. Раскрученная в Казахстане под нашим брендом серия любительских турниров Alaman уже собирает миллионы просмотров, а сейчас вместе с Федерацией киберспорта Казахстана мы проводим официальные национальные турниры, включенные в реестр Министерства культуры и спорта. Это уже профессиональный уровень соревнований, который гарантирует еще большую аудиторию, ею этот контент будет гарантированно востребован, — говорит Куанышбек Есекеев. — Но киберспорт — это только первая ступень в развитии производства собственного контента, и мы готовы предоставить нашу теле-площадку для проектов с участием отечественных актеров, блогеров, журналистов, публицистов. В меню платформы есть обширная библиотека «Сделано в Казахстане» — подборка казахстанских фильмов и передач, и мы будем делать все от нас зависящее для того, чтобы эта библиотека постоянно расширялась. Вы знаете историю Netflix — американской развлекательной компании, которая начала свою деятельность как первый в мире интернет-магазин проката DVD, имея всего 30 сотрудников и 925 доступных фильмов, а стала в итоге глобальным поставщиком фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа. И часть из них являются собственным контентом Netflix, которая первоначально не обладала теми инфраструктурными и финансовыми возможностями, которыми сейчас располагает «Казахтелеком». Так что, думаю, что у нас есть большие перспективы в изготовлении и тиражировании собственного контента».