Андрей Ушацкий о сетях будущего и ИКТ-стратегии МТС
Весной текущего года МТС покинул Фредерик Ваносчуйзе, вице-президент компании по ИТ. Его обязанности перешли к Андрею Ушацкому, до этого момента – вице-президента по технике, ныне отвечающему за оба блока. В интервью CNews вице-президент по технике и информационным технологиям рассказал о стратегических инициативах компании, планах развития сетей LTE, принципах работы с поставщиками. Андрей Ушацкий также представил свое видение сетей будущего и осветил вопросы применения МТС передовых технологий.CNews: Сегодня в компании вы отвечаете и за технические вопросы, и за развитие ИТ. Временная ли это мера? Означает ли этот шаг объединение двух блоков?
Андрей Ушацкий: Под моим началом сегодня находятся два блока: технический и ИТ. Данное решение базируется на долгосрочной технологической стратегии, под которой подразумевается развитие как сетевой, так ИТ-инфраструктуры, и мы не рассматриваем его как временную меру. Какие-либо существенные структурные изменения не предполагаются. Мы считаем, что зоны ответственности двух блоков были изначально верно определены, и они остаются в статусе отдельных подразделений, каждый из которых имеет свои собственные функциональные обязанности.
CNews: Предполагаются ли изменения внутренних бизнес-процессов?
Андрей Ушацкий: Единственное существенное изменение заключается в создании новой компетенции: эксперты будут анализировать все отраслевые тенденции и рассматривать новую архитектуру сетей и ИТ в перспективе 3–7 лет. Основная задача, которую мы ставим в рамках данной объединенной компетенции, – поиски некоей синергии сетей и ИТ, ведь тенденция их сближения сегодня очевидна, особенно в телеком-отрасли. Для нас очень важен такой аспект, как качество сервисов, предоставляемых клиентам. Услуги предоставляются на базе и сетевой, и ИТ-инфраструктуры, а потому, чтобы обеспечить законченный цикл контроля качества услуг для абонента, нужно сделать этот процесс сквозным и в технике, и в ИТ. Кроме того, это позволит нам избежать избыточных инвестиций, неизбежных в случае, когда инфраструктуры сетей и ИТ развиваются отдельно друг от друга.
Важным стратегическим шагом для нас является переход на новую модульную инфраструктуру, бизнес-ориентированную, более гибкую. Она позволит нам сократить так называемый time-to-market, время вывода новых услуг на рынок, и затраты на данный процесс. Это предполагает также и меньшие операционные затраты при последующем масштабировании. В компании утвержден долгосрочный трехлетний roadmap, и мы уже приступили к его реализации. Это долгий процесс, который требует установки новых платформ и систем, миграции на них всех процессов и сервисов, – и за пару месяцев все это осуществить невозможно. Если коротко, то основная идея такова: мы будем собирать системы из модулей, которые интегрируются друг с другом, соединяются как фрагменты пазла, а не создавать гигантскую и неповоротливую, сложную для внесения изменений платформу.
Андрей Ушацкий: МТС переходит на новую модульную инфраструктуру: мы будем собирать системы из модулей, которые интегрируются друг с другом, а не создавать гигантскую и неповоротливую платформу
Первые шаги уже сделаны – создан единый биллинг мобильной сети, начата миграция фиксированной сети на единый биллинг, завершить которую мы планируем в ближайшие два года. Параллельно реализовывается конвергенция между двумя этими платформами, и мы рассчитываем, что в следующие два-три года мы закончим и этот проект.
CNews: Как вы видите развитие облачного направления в МТС?
Андрей Ушацкий: Сегодня много говорят об облаках, и тема эта очень обширная. Я предлагаю четко разделять технологии виртуализации и облачные решения. Этап виртуализации ИТ-систем мы уже завершили: в компании 80% ИТ виртуализированы. Мы считаем, что дальше нам двигаться в этом направлении не нужно, так как виртуализация оставшихся 20% не принесет никакого эффекта. Не так давно мы приступили к следующей стадии – виртуализации сетевых платформ. Первой ласточкой стал успешно завершившийся проект по виртуализации VAS-платформ, отвечающих за дополнительные сервисы. Мы видим хороший эффект. Но развивать это направление дальше не так просто, потому что зависимость от поставщиков программного обеспечения, сетевого оборудования, к сожалению, велика – одного только нашего желания недостаточно. У вендоров есть свои планы развития, и, если мы хотим реализовать наши планы, нам необходимо синхронизироваться с ними. Это планомерный, небыстрый процесс, в краткосрочной перспективе осуществить это вряд ли удастся, и, наверное, в этом пока нет особого смысла – уже ранее были сделаны значительные инвестиции в строительство большой сети. Однако по мере дальнейшей модернизации сетей мы будем виртуализировать все сетевые элементы.
Если же говорить об облачных сервисах, то мы, безусловно, нацелены предоставлять их, и ряд действий для этого уже предприняли. Так, в Москве создан и уже функционирует коммерческий ЦОД, на базе которого мы сейчас обкатываем в числе прочего и облачные сервисы – весь комплекс услуг, известных на сегодня. Принимать какие-либо решения о дальнейшем развитии мы будем после того, как сможем оценить первые итоги реализации проектов, ведь пока рынок облачных сервисов находится в зачаточном состоянии: об этом много говорят, но мало кто понимает, как правильно этот бизнес развивать. Мы начали это делать и по мере достижения первых значимых результатов готовы менять стратегию и тактику в данном направлении.
CNews: Подразумевает ли облачная стратегия МТС создание ЦОДов за пределами Московского региона?
Андрей Ушацкий: Да, мы планируем строительство ЦОДов на площадках Сибирского и Поволжского регионов. Проект стартует в текущем году, и эти дата-центры, также как московский, будут использоваться универсально – и в коммерческих целях, и для наших внутренних нужд – и иметь модульную архитектуру. При потребностях в дополнительных мощностях мы будем просто добавлять новые модули. На сегодня, наверное, это один из самых эффективных способов масштабирования ЦОДов, он не требует инвестиций в строительство или аренду помещения.
CNews: Каковы структура, объем, динамика ИТ-бюджета?
Андрей Ушацкий: ИТ-бюджет делится на бюджет операционных затрат и инвестиционную часть, которая в свою очередь имеет три составляющие: инвестиции в проекты поддержания текущего бизнеса, такие как расширение емкости, производительности сети и т. д.; инвестиции в развитие новых платформ для предоставления новых сервисов; инвестиции в оптимизацию, то есть в проекты, которые позволяют сокращать текущие затраты. Динамика нашего операционного ИТ-бюджета обнадеживает: год от года нам удается сокращать затраты. С первого взгляда кажется очевидным, что в условиях роста бизнеса и расширении сети операционные расходы должны увеличиваться, но мы наблюдаем обратную ситуацию. Причем, это касается не только удельных значений, но и абсолютных, что само по себе является уникальным явлением.
CNews: Каково соотношение трех долей инвестиционного бюджета?
Андрей Ушацкий: Их сложно четко разграничить, проекты часто пересекаются, а один проект может быть направлен на решение нескольких задач. По внутренним ощущениям, эти доли примерно равны, потому что мы уделяем одинаково важное внимание всем трем направлениям. Могу сказать наверняка, что мы стараемся выдерживать определенный установленный уровень инвестиций, год от года он стабилен. Каждый проект оценивается как отдельный бизнес-кейс, имеющий и цели, и результат.