Форум MSK-IX: какой пиринг нужен "новому" интернету?
Как меняются интернет-технологии в связи с внедрением протокола IPv6, какое место в них займут точки обмена трафиком, как развивать взаимодействие между участниками обмена – этим вопросам был посвящен Пиринговый форум Московского Internet Exchange (MSK-IX), прошедший в рамках международной конференции ENOG2 (European Network Operators Group meeting).Форум, организованный MSK-IX совместно с интернет-регистратурой RIPE NCC при поддержке компаний "Раском", TATA Communications и "Технического Центра Интернет", собрал более 400 участников из разных стран мира и 250 зрителей онлайн-трансляции.
Во вступительном слове председатель RIPE NCC Роб Блокзайл отметил высокие темпы развития московского центра взаимодействия компьютерных сетей: "Все началось много лет назад с объединения всего шести сетей, а сегодня MSK-IX – один из крупнейших Internet Exchange в мире. Я нахожусь под большим впечатлением от работы, которую вы проделали за эти годы".
Директор РосНИИРОС Алексей Платонов, обращаясь к аудитории, заявил, что "точки обмена интернет-трафиком – существенная часть сети интернет не только с технической точки зрения, но и с точки зрения их роли в формировании сообщества сетевых специалистов".
Рабочая часть форума открылась семинаром для технических специалистов, который провели технический директор MSK-IX Александр Ильин и ведущий инженер Михаил Гришин. Они рассмотрели не только общие темы организации работы в IXP, но и вопросы конфигурации оборудования, учета специфики IPv6, решения часто возникающих технических проблем.
Сети и сервисы: мнения о будущем
Продолжился форум круглым столом "Future 2.0: интернет-сети для новых информационных сервисов". В нем участвовали заместитель генерального директора компании КРОК Руслан Заединов, технический директор Mail.Ru Владимир Габриелян, директор по маркетингу Parallels Константин Анисимов и начальника отдела департамента работы с операторами "Ростелекома" Алексей Рогдев. Основными темами обсуждения, модератором которого стал директор по развитию "Коминфо" Евгений Соломатин, стали технологии, сервисы и бизнес-модели, которые определят интернет-экономику ближайшего будущего.
По мнению участников, интернет сейчас возвращается к своей первоначальной идее. Концептуально интернет – не иерархическая сеть. Тем не менее, в "старом интернете" было подобие иерархичности, которая проявлялась в операторском бизнесе. Для этой модели характерно отсутствие развитого бизнеса на продаже контента: операторы зарабатывали на продаже трафика.
Сегодня иерархичность исчезает не только теоретически, но и практически. Началась монетизация контента, в результате которой участники рынка по его продаже получили возможность диктовать свои условия в отрасли. Контент теперь сам "идет" к потребителю, не без помощи сетей CDN. Транзитные операторы готовы зарабатывать деньги на любом уровне и обеспечивать прямую связность даже с локальными игроками.
На круглом столе также было отмечено, что на традиционно занятый операторами рынок приходят новые крупнейшие игроки, такие как Google, Facebook, Apple. Новые ниши ищут и мобильные операторы, у которых не растут доходы от голосовых услуг.
На рынке телекоммуникаций наблюдается кризис бизнес-моделей. Длина value chain (цепочки начисления стоимости) увеличивается, соответственно, доля каждого из игроков, участвующих в предоставлении услуги, уменьшается. Сейчас value chain превращается в value matrix, на рынке появляется целая экосистема, в которую входят разработчики стандартов, сети доставки контента, разработчики приложений, социальные сети, видео и рекламные платформы и десятки других типов игроков. Операторы пытаются объединяться с производителями контента, чтобы контролировать всю цепочку стоимости и получать максимальные доходы от текущей абонентской базы.
Мобильный интернет дал старт новому витку спроса на приложения и сервисы, доступные на любом типе устройств, в любом месте и в любое время. Колоссальное усиление конкуренции в отрасли телекоммуникаций и медиа связано с беспрецедентной скоростью распространения цифровых технологий, появлением новых каналов доставки контента, колоссальным ростом объемов транзитного трафика, изменением роли интернета, необходимостью значительных инвестиций в технологическое обновление инфраструктуры.